Формы бизнес-планов

В самом общем смысле бизнес-план представляет собой результат планирования предпринимательской деятельности, изложенный в письменном виде и содержащий информацию и расчеты, призванные обосновать перспективность планируемого бизнеса и его основные экономические параметры.

Вместе с тем в зависимости от целей подготовки бизнес-плана, его конечных пользователей, глубины проработки материала, в практике сформировались определенные виды документов, которые возникают в результате работ по бизнес-планированию:

- Классический бизнес-план проекта. Бизнес-план - это документ, представляющий собой развернутое описание проекта, обоснование и оценку эффективности всех планируемых мероприятий проекта, выгодность вложения денежных средств в его реализацию. Создание бизнес-плана включает в себя проработку следующих основных разделов, которые могут быть изменены в зависимости от индивидуальности проекта:

1. Резюме проекта.

2. Анализ рынка.

3. Описание бизнеса.

4. Описание продукции и услуг.

5. Организационный план

6. План маркетинга.

7. Производственный план.

8. Источники финансирования.

9. Финансовый план.

10. Показатели финансовой эффективности проекта.

11. Анализ рисков.

Приложение №1: Прогноз прибылей и убытков.

Приложение №2: Прогноз движения денежных средств.

 

- Технико-экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО — это документ, позволяющий определить целесообразность или нецелесообразность реализации предполагаемого проекта (в основном промышленных объектов) и позволяет определить его привлекательность для потенциальных инвесторов.

Основное отличие ТЭО от бизнес-плана состоит в том, что бизнес-план содержит обоснование существования бизнеса в целом, а ТЭО представляет собой лишь обоснование проекта, как части бизнеса. При этом, ТЭО может в дальнейшем служить основой для составления бизнес-плана малого бизнеса.

Содержание ТЭО включает в себя следующие основные разделы:

1. Резюме.

2. Общие сведения о проекте.

3. Анализ рынка.

4. Обоснование и риски.

5. Расчеты потребностей для производства (финансовые, сырьевые, трудовые, энергетические). 

6. Экономическое обоснование (расчеты, которые показывают результат деятельности предприятия после изменений).

7. Заключение.

 

- Инвестиционный меморандум (ИМ). Инвестиционный меморандум – это документ, который направлен на привлечение интереса инвестора к проекту и содержит минимум информации, необходимой для определения соответствия проекта интересам и критериям инвестора. Как правило, разработка ИМ ведется на основании бизнес-плана и отличается от него именно тем, что разработка бизнес-плана, в первую очередь, необходима для менеджеров, которые будут заниматься реализацией проекта, а инвесторам достаточно меморандума.

Примерное содержание инвестиционного меморандума:

1. Резюме.

2. Деловая репутация организации.

3. Прогноз спроса на продукцию/ услуги организации.

4. Уровень менеджмента, квалификация персонала.

5. Текущее финансовое состояние организации.

6. Обоснованность и достоверность затрат по проекту.

7. Прогнозируемый уровень доходности проекта.

8. Риски проекта, степень чувствительности проекта к внешним факторам.

9. Экономических показателей эффективности проекта.