Вести нельзя помиловать

24 апреля 2013

Удастся ли в 2013 году отменить бухучет для упрощенцев? Как известно, с 1 января 2013 г. все организации (коммерческие и некоммерческие, органы власти, фонды и т.д.) обязаны вести бухгалтерский учет независимо от применяемой ими системы налогообложения. Исключением являются только структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательствами иностранных государств.

В ноябре 2012 года группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение парламента законопроект № 174312-6. В нем предлагается внести изменения в статью 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» и распространить на субъекты МСП порядок ведения бухучета, существующий в настоящее время для ИП - не вести бухучет «если… ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения…». Иначе говоря, организации на УСН предлагается освободить от обязанности по ведению бухучета, возникшей у них с этого года.

В профильном Комитете ГД по бюджету и налогам продолжается обсуждение законопроекта. Один из его авторов, депутат Госдумы от ОНФ, зампред Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Климов поделился с Клерк.Ру мнением о шансах своего детища.

Виктор Владимирович, кто выступает вашими оппонентами?

Правительство в лице Минфина не поменяло своего отрицательного отношения к документу.

Аргументы их таковы: поскольку новый закон о бухучете снизил требования к количеству представляемых отчетов в 4 раза (с 1 января 2013 г. организации должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность), то и бухучет для упрощенцев не будет чрезмерным или дорогим. Данные из «Книги учета доходов и расходов» (которую вести обязательно) просто переносятся в отчетные формы.

Наконец (это цитата из отзыва Минфина), "бухучет, кроме начисления налогов, имеет ряд других важных функций (учет ценностей, оценка бизнеса и его эффективности, повышение открытости и т.д.)".

Большая часть аргументов, мягко говоря, неубедительны. И потом не нужно забывать, что одно дело вести книгу доходов и расходов и другое – полноценный бухучет с двойной записью, балансом и пр. Первое – доступно любому предпринимателю, второе - требует специальных знаний бухгалтерии. По сути, это означает дополнительные расходы (например, найм дополнительного сотрудника).

Однако депутатов подкомитета нам, кажется, в минувшую пятницу удалось переубедить. В общем, пока перенесли. Но не отклонили. Сложность еще в том, что бизнес пока не разобрался и не шумит по этому поводу.

А почему бизнес "пока не шумит"?

Потому что период отчетности наступит лишь в конце года. Конечно, недовольство прослеживалось еще тогда, когда закон принимали, но вы же понимаете, за законотворческой деятельностью малые предприниматели мало следят, они начинают реагировать тогда, когда закон требует исполнения. Так что главная волна "накроет" их в конце года.

У нас в стране (да, наверное, и в любой другой стране), если закон принимают, значит, это кому-нибудь нужно. Кому и зачем так понадобился бухучет для упрощенцев?

Думаю, что у налоговой службы, да и у Минфина в целом, наверное, менталитет такой - знать про любой бизнес все, что только можно про него знать, чтобы чего-то не утаили.

Другое дело, что когда предприниматель обращается за кредитом в банк, то банк хочет о нем знать как можно больше, и наличие бухгалтерского баланса здесь помогает. Но это вопрос свободного выбора предпринимателя.

Тут мы видим еще не очень грамотный подход, непонимание того, что такое малый бизнес, и как ему плохо и без этой лишней нагрузки.

Чем же вы убедили участников подкомитета в том, что законопроект "заворачивать", как настаивал Минфин, не стоит?

Тем, что в течение тех лет, пока это упрощение действовало, никаких громких скандалов и злоупотреблений не было отмечено. Зачем же добавлять лишнюю контрольную функцию?

А кстати, что там с отменой налогового учета, о которой снова заговорили еще в конце 2011 года?

Точный комментарий по этому поводу дать не могу, но что не вызывает сомнений, так это то, что у нас действительно много лишнего в отчетности. И к сожалению, статистика ФНС или Пенсионного фонда не всегда интересна и удобна для принятия управленческих решений. Система собирает много информации, но на выходе дает не очень ясную картину.

Что же можно сделать?

Проблема затрагивает очень большой пласт не только законов, но и технологий. На мой взгляд, было бы очень правильно, если бы данные по всем налогам и платежам содержались в одной большой информационной системе. Чтобы налоги предприятия можно было сопоставить с налогами и платежами конкретного работника, любой вопрос системе задать, и она знала все ответы. Если я в одном месте заплатил, зачем мне об этом сообщать дополнительно? Вот к этому и надо идти, сокращая число отчетных бумажек.

 

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться