Малый бизнес: кризис - время роста

29 апреля 2015

Казалось бы, кризис – не самое лучшее время для развития бизнеса. Но так только кажется. На самом деле, именно в кризис у малого бизнеса появляются возможности не только для того, чтобы пустить корни и закрепиться на зыбкой кризисной почве, но и пойти в рост.

Итак, перечислим несколько интересных и перспективных направлений для малого предпринимательства в кризисный период
Люди всегда будут есть. И делать это они хотят вкусно – примерно так, как большинству из нас готовили наши мамы. А если еще сюда добавить характеристику «недорого» – ваши клиенты не только «пальчики оближат», но и обеспечат вам хорошую прибыль.
Долой фаст-фуд – да здравствует домашняя кухня! Замечательная ниша для малого бизнеса в кризисное время – это домашние кулинарии и кухни. Главное – действительно хорошо (и экономно!) готовить, тогда успех вам гарантирован при минимуме вложений. Кстати, обратите внимание на офисы в соседних зданиях – там тоже работают люди, которые хотят в обед есть вкусную, здоровую и недорогую пищу…
Кризис – это и время страхов. Главный страх – люди боятся потерять свои кровно заработанные денежки. Именно в этот период им нужны финансовые консультанты. Если у вас есть знания по экономике, и вы имеете возможность (например, по Интернету) получать информацию о том, «что, где, почем, куда вложить и как сохранить», вы сможете хорошо зарабатывать «на советах». Правда, здесь есть одно «но» – вам, скорее всего, понадобятся лицензия и какие-то другие документы, подтверждающие вашу квалификацию.
В периоды кризиса автомобили из предмета роскоши становятся средством передвижения. Соответственно, очень востребована и такая услуга, как ремонт машин. Автослесарное дело (плюс торговля автомобильными запчастями и горюче-смазочными материалами) – одно из стратегических направлений развития малого бизнеса в кризис.
Интернет сейчас доступен и стоит совсем недорого – зато квалифицированному пользователю «всемирная паутина» может привести немалые «дивиденды». Самый простейший Интернет-заработок (но это только на первый взгляд) – создание собственного сайта и его раскрутка, а затем – извлечение рекламной прибыли. Есть масса и других Интернет-возможностей: от создания интересного контента (не только текстов, но и, например, аудио или видеороликов) до проведения вебинаров и т.п. 
Еще одно интересное направление: обучение других (если у вас есть необходимая квалификация). Это работа и преподавателем на курсах (в т.ч. и виртуальных – в Интернете), и консультантом (например, при написании дипломов и курсовых работ), и репетитором.
Если же у вас знания «высокого полета» - создавайте «бумажные» и веб-учебники, пособия, интерактивные обучающие программы и т.п. Фортуна (по крайней мере, ее деловая сторона) будет на вашей стороне даже в условиях самого жесточайшего кризиса. 
Кстати, главное, что трудно делать предприятиям в кризис – приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним условиям и правилам игры. И здесь малый бизнес запросто даст фору «большому бизнесу», ведь индивидуальные предприниматели и малые предприятия способны быстро адаптироваться к самым стремительным изменениям на рынке.
Например, сейчас однозначно «в горе» розничная торговля, прежде всего, продуктами питания. Если у предпринимателя есть к торговле жилка, прогореть ему, торгуя продовольствием (а он наверняка будет искать лучшие варианты поставщиков, оптимизировать логистику и т.д.), довольно проблематично.
Интересно вспомнить опыт кризиса 2008 года. Тогда «самыми-самыми» для малого предпринимательства были розничная торговля продуктами питания, организация бюро ритуальных услуг, участие в возврате задолженностей (коллекторские агентства) и защите тех, кто задолжал (юридические агентства). Ну, и конечно, торговля в розницу строительными и хозяйственными товарами, а также пресловутым «секонд хендом».
Как известно, знания – это сила. Для того, чтобы пойти в успешную бизнес-атаку, необходимы знания, которые можно почерпнуть на портале Центра развития предпринимательства Московской области. Здесь начинающий предприниматель найдет всю необходимую для себя справочную информацию, может почерпнуть идею для бизнес-плана, ознакомиться с типовыми бизнес-планами, узнать условия получения субсидийкредитов, приобретения оборудования в лизинг, а также порядок техприсоединения (в т.ч. к газовым и электрическим сетям). А еще на портале размещена постоянно обновляемая база инвестиционных предложений, которая позволяет не только купить (продать) готовый бизнес, но и найти инвесторов или, наоборот, подыскать подходящий для инвестирования бизнес-проект.

Дерзайте – и успеха вам в ваших бизнес-начинаниях!

Сергей Якушев, 
редактор портала
Центра развития предпринимательства Московской области.

 

Комментарии

Роман Коновалов
07 мая 2015, 00:25
Спасибо, отличная статья, я уверен будет полезна многим предпринимателям.
bg_avatar

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться