Малый бизнес: кризис – наше время!

17 сентября 2015

И так считает большинство начинающих предпринимателей – об этом говорят результаты исследования, проведенного Альфа-Банком в июне 2015 года. Что же привлекательного находят в кризисе, нахлынувшем на экономику страны, предприниматели и руководители предприятий, осуществляющих деятельность в сфере малого бизнеса? «Пульс малого бизнеса» (так называется исследование Альфа-Банка) – тема настоящей публикации.

Основная масса (почти 71 процент) опрошенных в ходе исследования представителей бизнеса (а это были более 1,8 тысячи бывалых и начинающих предпринимателей, а также предприятий с ежегодной выручкой до 350 миллионов рублей) видит в кризисе возможности для роста своих предприятий. И это, несмотря на общую негативную оценку текущей ситуации.
Среди оптимистов много представителей IT-сектора, малых производственных предприятий, маркетинговых и рекламных фирм, а также тех, кто работает на рынке свыше 5 лет. Почти половина респондентов (46 процентов) предполагает расширение своего малого бизнеса, в т.ч. освоение новых рынков для малого предпринимательства.
Резервы для развития бизнеса предприниматели видят в повышении качества предоставляемого ими сервиса (47 процентов), а больше половины (63 процентов) внедряют новые решения малого бизнеса для того, чтобы сохранить своих клиентов. Свыше 60 процентов респондентов считают необходимыми вложения в повышение квалификации и обучение своих сотрудников – среди тех, кто ценит свои кадры, больше всего представителей таких сфер, как IT, консалтинг, реклама, маркетинг, а в штате у них более 15 работников.
С учетом подорожания (в рублях) импортной продукции 42 процента предприятий, зависящих от импорта не менее чем на 50 процентов, перешли на поиск других зарубежных поставщиков, предлагающих свою продукцию по более низким ценам, а пятая часть таких компаний начала подбор аналогов среди отечественных производителей. 
Почти половина (48 процентов) участвующих в опросе начинающих предпринимателей подчеркнули негативное влияние экономических санкций на работу своих предприятий. 7 процентов представителей малого бизнеса сообщили о положительном влиянии этого фактора и импортозамещения, в т.ч. на расширение клиентской базы и спроса, уменьшение конкуренции, налаживанию сотрудничества с партнерами из Азии.
Свыше половины малых предприятий (почти 53 процента) ощутили сложности с получением кредитов на развитие малого бизнеса (чаще всего, сфера их деятельности – производственная, торговля, грузоперевозки).
Текущая ситуация в экономике позволяет надеяться начинающим предпринимателям на прекращение спада и начала роста как в целом по стране, так и в отдельных отраслях, причем среди тех, кто с оптимизмом смотрит в будущее, преобладают производственники и строители. Около трети респондентов предполагают, что спад в экономике уже достиг «дна», а 20 процентов уверены в улучшении экономической ситуации в ближайшие полгода.
Наименее подвержены влиянию внешних изменений строители и представители IT-сферы, наиболее ощутимо почувствовали негативные изменения в экономике представители сфер грузоперевозок и розничной торговли, у которых резко упали показатели по выручки и прибыль. Уменьшение объемов выручки за 3 месяца, предшествующие опросу, зафиксировали 54 процента респондентов, а у 57 процентов снизилась прибыль. В то же время у некоторых компаний эти показатели даже пошли вверх: увеличилась выручка у 18 процентов, повысилась прибыль у 14 процентов. Четверть опрошенных изменений в выручке и прибыли не ощутила.
Тем не менее, будущее представители малого и среднего бизнеса, независимо от отраслевой принадлежности, видят будущее достаточно оптимистичным. Треть начинающих малых предпринимателей  рассчитывает на увеличение выручки и прибыли, а около половины (44 процента) надеются на увеличение клиентской базы малого бизнеса. Только четверть предполагает ухудшение этих показателей.
Если смотреть по отраслевой принадлежности респондентов, то наиболее оптимистичны в своих ожиданиях представители таких сфер, как реклама, маркетинг, консалтинг. Наиболее пессимистичны представители сегмента грузоперевозок, но даже у них преобладают ожидания на небольшие, но позитивные изменения.
Развивающийся малый бизнес в ходе опроса продемонстрировал стабильность в проведении кадровой политики. О сокращении персонала малого бизнеса думают всего 16 процентов, а об увеличении его численности – 25 процентов. Около половины начинающих предпринимателей (48 процентов) не предполагают изменять количество своих работников.
Консервативны начинающие предприниматели и бывалые предприятия малого бизнеса в вопросах заработной платы. Основная часть опрошенных (65 процентов) не намерена изменять зарплаты своим сотрудникам. 13 процентов может приступить к сокращению зарплаты персонал, чуть меньше (11 процентов) предполагает повышать заработную плату своим работникам.
Развивающийся малый бизнес с надеждой смотрит в будущее. Способствует этому и ряд обстоятельств, например, на рынке благодаря кризису и санкциям появилось много свободных ниш – главное, чтобы было обеспечено необходимое финансирование. Да, в настоящее время стало сложнее брать кредиты на развитие малого бизнеса, тем более на развитие серьезного бизнеса, но обнадеживает то, что сейчас заработал целый ряд госпрограмм по поддержке малого и среднего предпринимательства, в т.ч. по предоставлению субсидий малому бизнесу.

На нашем портале предпринимателей Московской области в системном виде представлена вся необходимая информационно-справочная база для успешной работы предпринимателей и малых предприятий: надеемся, что постоянно обращающиеся к ней пользователи уже почувствовали пользу от работы с ней, а пульс их бизнеса – всегда на хорошем уровне!

Сергей Якушев,
редактор портала
Центра развития предпринимательства Московской области.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться