Малый бизнес – 2015: как начинать стартап

25 марта 2015

По многим показателям российскую экономику сейчас «трясет». Казалось бы, совсем не время начинать новый бизнес-проект. Однако, как показывает практика, именно в период перемен и «ломки» экономики наиболее востребованы новые идеи и подходы к развитию «больных» секторов рынка. К тому же в условиях падения мировых цен на нефть и газ для экономического подъема «всерьез и надолго» есть только один путь – всемерное развитие малого бизнеса. В апреле пройдет заседание Госсовета РФ по мерам поддержки малого и среднего предпринимательства страны. Основной пункт в экономической повестке дня страны может быть сформулирован так: «Даешь НЭП-2015!» – и, похоже, это понимают на самом высоком государственном уровне. Так что, если есть продуманная бизнес-идея, сейчас – самое время стартовать. Главное, выбрать правильный фарватер и учесть все реалии и подводные камни, которые ожидают стартап в его плавании к бизнес-успеху.

На первом месте по значимости у любого успешного предпринимателя стоит бизнес-план. И здесь важно, во-первых, иметь четкую бизнес-цель, во-вторых, убрать из него все лишние детали, в-третьих, тщательно отнестись к используемой фактической базе (себестоимости, затратам и т.п. – они должны адекватно отражать реальность, не выдавая желаемое за действительность). 
Если эти три основные составляющие бизнес-плана проработаны на базе скрупулезных расчетов, опирающихся на реальное положение дел на рынке, у начинающего бизнесмена есть все основания рассчитывать на возможность участия в реализации проекта инвесторов. Ведь стабильное, грамотное финансирование стартапа позволяет достичь успеха самым кратчайшим путем.
И, конечно, необходимо учитывать особенности национального бизнеса, тем более малого, ведь из него, как ручейки, берут свое начало многие проекты, некоторые из которых впоследствии становятся большими озерами, а то и морями.
Надо помнить, что российский бизнес (включая и малое предпринимательство) находится в зоне высокого риска. И то, что государство сейчас повернулось к нему лицом, говорит, прежде всего, о том, что впереди еще много-много работы по созданию благоприятной среды для развития бизнеса – пока она далеко не оптимальна.
К сожалению, малое и среднее предпринимательство в настоящее время испытывает жесточайший дефицит финансовых ресурсов, вызванный и валютным кризисом, и тем, что банковская система страны оказалась отрезанной от дешевых западных кредитов. Именно поэтому так важна роль инвесторов или наличие собственных средств для успешной реализации стартапа.
Дефицит оборотных средств приводит к сложностям с приобретением необходимого оборудования. Но здесь на помощь начинающему предпринимателю может прийти спасение в форме субсидий на частичную компенсацию затрат или лизинга оборудования. Кстати, многие издержки начального этапа можно значительно снизить, стартуя по схеме франчайзинга.
Большие затраты необходимы на аренду офиса. Но, во-первых, в периоды кризиса (в т.ч. и в настоящее время) стоимость аренды площадей значительно дешевеет. Во-вторых, как раз для уменьшения расходов на офисную аренду существуют бизнес-инкубаторы, активно расширяется сеть коворкинг-центров. А, в-третьих, предприниматель может на начальном этапе вообще работать без офиса, в частности, для целого ряда видов и направлений деятельности
Еще одна проблема, особенно острая для российского бизнеса, в т.ч. малого, – кадровая. Для малых предприятий ее существенно обостряет то, что им сложно конкурировать с крупными компаниями по уровню зарплат, предлагаемых квалифицированным специалистам. Именно поэтому предприниматель, начинающий свое дело, должен быть в нем экспертом, способным участвовать в решении если не всех, то многих основных задач на начальном этапе реализации стартапа.
И еще один фактор, который необходимо учитывать предпринимателю, – резкое уменьшение платежеспособности населения и спроса на те или иные товары и услуги. Правда, здесь надо сказать большое спасибо российским «антисанкциям» на западную продукцию, благодаря введению которых на рынке образовалось много незаполненных ниш. А значит, предпринимателю достаточно выбрать «свою» нишу, хорошо подготовиться к ее занятию (или хотя бы к тому, чтобы «откусить» пусть и небольшой, но лакомый кусочек пустующего бизнес-пространства) и – вперед на завоевание бизнес-высот!
Естественно, идти в бизнес-атаку надо не сломя голову, а тщательно подготовившись. На портале Центра развития предпринимательства Московской области начинающий предприниматель найдет всю необходимую для себя справочную информацию, может почерпнуть идею для бизнес-плана, ознакомиться с типовыми бизнес-планами, узнать условия получения субсидий, кредитов, приобретения оборудования в лизинг, а также порядок техприсоединения (в т.ч. к газовым и электрическим сетям). А еще на портале размещена постоянно обновляемая база инвестиционных предложений, которая позволяет не только купить (продать) готовый бизнес, но и найти инвесторов или, наоборот, подыскать подходящий для инвестирования бизнес-проект.

Добро пожаловать, дорогие предприниматели – и успеха вам во всех ваших начинаниях!

Сергей Якушев, 
редактор портала
Центра развития предпринимательства Московской области.

Другие публикации по теме малого бизнеса >>

Новости малого бизнеса >>

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться