Изменения в нормативно-правовых актах

01 января 2013

Основные изменения законодательства, вступившие в силу с 2013 года.

Что изменилось

Как стало с 1 января 2013 года

Как было до 1 января 2013 года

Налоги и сборы. Общие положения

Установлены единые правила применения коэффициента-дефлятора К1 для целей налогообложения (п. 1 ст. 1 Федерального закона № 94-ФЗ от 25 июня 2012 г.)

В ч. I Налогового кодекса РФ введены общее понятие и правила применения коэффициента-дефлятора К1 для целей налогообложения (абз. 24 п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ)

Ранее понятие и правила использования коэффициента-дефлятора К1 были предусмотрены в отдельных главах Налогового кодекса РФ

Уточнены обязанности организаций – плательщиков налогов и сборов по сдаче бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию (пп. "а" п. 1 ст. 1 Федерального закона № 97-ФЗ от 29 июня 2012 г.)

Организации обязаны представлять в налоговую инспекцию по месту своего нахождения только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ)

Ранее предусматривалась подача в налоговую инспекцию также промежуточной бухгалтерской отчетности

Расширен и уточнен перечень сведений о налогоплательщиках, которые банки обязаны передавать в налоговые инспекции (пп. "б" п. 18 ст. 1 Федерального закона № 97-ФЗ от 29 июня 2012 г.)

Банки в установленных случаях обязаны передавать в налоговые инспекции в отношении налогоплательщиков (организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями):
– справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах);
– выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам);
– справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством РФ.
Подтверждение: п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ

Ранее банки в установленных случаях должны были представлять в налоговые инспекции в отношении налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) только сведения по счетам, которые открыты на основании договора банковского счета.
В отношении граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями, такие сведения не подавались

Уточнено понятие "налоговая тайна" (п. 8 ст. 5 Федерального закона № 162-ФЗ от 27 июня 2011 г.)

Не составляют налоговую тайну сведения, представляемые в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. (пп. 6 п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ)

Ранее не было предусмотрено подобных положений.

Уточнены все положения Налогового кодекса РФ, в которых упоминается бухгалтерская отчетность (пп. "а", "б" п. 2 , п. 20-23,п. 26 ст. 1, п. 8, 13 ст. 2 Федерального закона № 97-ФЗ от 29 июня 2012 г.,пп. "а" п. 6 ст. 2 Федерального закона № 94-ФЗ от 25 июня 2012 г.)

Все положения Налогового кодекса РФ, в которых упоминается бухгалтерская отчетность, дополнены также термином "финансовая отчетность". Данную отчетность формируют организации, которые применяют Международные страндарты финансовой отчетности (МСФО). То есть нормы налогового законодательства приведены в формальное соответствие с нормами других отраслей права (пп. 3 п. 3, пп. 2, 3 п. 5 ст. 25.2, п. 8 ст. 105.7, п. 1-3, 5, 8 ст. 105.8, п. 3 ст. 105.13, пп. 6 п. 1 ст. 105.22, пп. 20 п. 1 ст. 264, пп. 16 п. 1 ст. 346.16, пп. 16 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ)

Ранее данные положения содержали упоминание только о бухгалтерской отчетности организации

Обновлены формы документов, которые применяются налоговой службой при реализации своих полномочий

Обновлены формы документов о выявлении недоимки, требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа), а также документов, которые налоговые иснпекции применяют при взыскании задолженности. В частности, скорректированы названия применяемых документов (Приказ ФНС России № ММВ-7-8/662 от 3 октября 2012 г.).

Ранее данные формы были утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-8/238
от 16 апреля 2012 г.

Уменьшена предельная сумма доходов за год по всем контролируемым сделкам с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами) для целей налогового контроля цен по сделкам (п. 7 ст. 4 Федерального закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г.)

Организации нужно подавать в налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках, а также ее может проверить ФНС России на предмет соответствия цен по сделкам рыночному уровню, если предельная сумма годового дохода по контролируемым сделкам с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами) составит более 80 млн руб. (ст. 105.15-105.17 Налогового кодекса РФ)

В 2012 году предельная сумма дохода по указанному основанию составляла более 100 млн руб.

Уменьшена сумма доходов по контролируемым сделкам между лицами, указанными в абз. 1 п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 4 Федерального закона № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г.)

Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Россия, признается контролируемой (если иное не предусмотрено п. 3, 4 и 6 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ), если сумма дохода по ней за соответствующий календарный год превышает 2 млрд руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).

В 2012 году предельная сумма дохода по указанному основанию составляла 3 млрд руб.

Налог на прибыль

Уточнен состав документов, которые подтверждают право участника проекта "Сколково" на освобождение от обязанностей налогоплательщика (п. 7 ст. 2 Федерального закона № 97-ФЗ от 29 июня 2012 г.)

Чтобы подтвердить (продлить) право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, организация для подтверждения годового объема выручки должна направить в налоговую инспекцию по месту своего учета отчет о финансовых результатах (абз. 3 п. 7 ст. 246.1 Налогового кодекса РФ)

Ранее данные положения содержали упоминание об отчете о прибылях и убытках

Сокращен перечень доходов и расходов некоммерческой организации, которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы (п. 4 ст. 7 Федерального закона № 225-ФЗ от 1 декабря 2008 г.)

Положения пп. 38 п. 1 ст. 251, п. 48.9 ст. 270 Налогового кодекса РФ утратили силу

Ранее не учитывались при расчете налога на прибыль доходы (расходы) некоммерческой организации, осуществляющей финансовую поддержку, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии сФедеральным законом № 185-ФЗ от 21 июля 2007 г., которые получены от размещения временно свободных денежных средств

Расширен перечень расходов страховых организаций (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 78-ФЗ от 14 июня 2012 г.)

Разрешено учитывать в составе расходов страховой организации суммы отчислений в компенсационный фонд на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (пп. 1.3 п. 2 ст. 294 Налогового кодекса РФ)

Ранее не было предусмотрено подобных положений

Расширен перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы (п. 1 ст. 5 Федерального закона № 78-ФЗ от 14 июня 2012 г.)

Не учитываются в налоговых доходах следующие целевые поступления, которые получены профессиональным объединением страховщиков в рамках обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров:
– предназначенные для финансирования компенсационных выплат;
– а также суммы возмещения компенсационных выплат и расходов, понесенных в связи с рассмотрением требований потерпевших о компенсационных выплатах.
(пп. 17 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ)

Ранее не было предусмотрено подобных положений

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не перешли на уплату ЕСХН, на постоянной основе установлена ставка 0 процентов (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 161-ФЗ от 2 октября 2012 г.)

Сельскохозяйственные товаропроизводители, которые соответствуют критериям п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, а также относящиеся к ним рыбохозяйственные организации, отвечающие требованиям одновременно п. 2и пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, не перешедшие на систему налогообложения в виде ЕСХН, вправе продолжать применение ставки 0 процентов при соблюдении определенных условий (п. 1.3 ст. 284 Налогового кодекса РФ)

Ранее данная льгота была предусмотрена только на период с 2004 по 2012 год

Изменен порядок учета основных средств, к которым была применена амортизационная премия (пп. "а" п. 5, п. 10 ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ от 29 ноября 2012 г.)

Восстанавливать амортизационную премию теперь нужно, только если основное средство, по которому была применена амортизационная премия, реализуется ранее чем по истечении пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию взаимозависимому лицу. Сделать это необходимо в том отчетном (налоговом) периоде, в котором состоялась реализация основного средства.
Подтверждение: абз. 4 п. 9 ст. 258 Налогового кодекса РФ

Ранее восстанавливать амортизационную премию нужно было во всех случаях, когда организация реализовывала основное средство, по которому применила премию, ранее чем по истечении пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию.

Положений о периоде восстановления предусмотрено не было. Однако такие разъяснения давали контролирующие ведомства

Если при реализации основного средства нужно восстановить амортизационую премию, то остаточную стоимость такого объекта нужно увеличить на сумму восстановленной амортизационной премии (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ). При этом для расчета остаточной стоимости нужно использовать первоначальную стоимость основного средства за вычетом примененной амортизационной премии (п. 1 ст. 257, п. 9 ст. 258 Налогового кодекса РФ).

Ранее по данному вопросу не было выработано единой точки зрения

Изменен момент начала начисления амортизации в отношении основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации (пп. "б" п. 5,п. 6 ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ от 29 ноября 2012 г.)

По объектам, право собственности на которые подлежит государственной регистрации, начислять амортизацию нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации (п. 4 ст. 259 Налогового кодекса РФ)

Ранее начислять амортизацию по таким объектам нужно было не ранее подачи документов на государственную регистрацию и ввода объекта основных средств в эксплуатацию

Ограничен перечень объектов, к которым можно применять повышающий коэффициент амортизации при использовании имущества в условиях агрессивной среды и повышенной сменности (п. 7 ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ от 29 ноября 2012 г.)

По основным средствам, которые используются для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, применять повышающий коэффициент можно будет, только если такой объект был принят на учет до 1 января 2014 года (пп. 1 п. 1 ст. 259.3 Налогового кодекса РФ)

Ранее подобного ограничения предусмотрено не было

Изменен порядок учета затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке (п. 3, 8 ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ от 29 ноября 2012 г.)

В составе внереализационных расходов можно единовременно учитывать расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, в том числе затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана.

Исключение – расходы на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение мобилизационных мощностей, которые признаются амортизируемым имуществом. Такое имущество подлежит амортизации в общем порядке.

Подтверждение: пп. 17 п. 1 ст. 265, абз. 4 п. 1 ст. 256Налогового кодекса РФ

Ранее подобные затраты (независимо от соответствия критерям амортизируемого имущества) учитывались в составе внереализационных расходов, если они не компенсировались из бюджета. При этом для подтверждения в налоговую инспекцию по месту своего учета нужно было представить определенный пакет документов

Расширено понятие "безнадежный долг" для целей расчета налога на прибыль (п. 9 ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ от 29 ноября 2012 г.)

Безнадежным (нереальным ко взысканию) долгом теперь также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

– невозможность установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей;

– отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными

Подтверждение: абз. 2-4 п. 2 ст. 266 Налогового кодекса РФ

Ранее подобных положений предусмотрено не было. Однако такие разъяснения давали контролирующие ведомства

Установлена дата, на которую нужно признавать доход от реализации имущества, право собственности на которое подлежит государственной регистрации (пп. "а" п. 13 ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ от 29 ноября 2012 г.)

При использовании метода начисления доход от реализации недвижимого имущества нужно признавать на дату передачи такого имущества покупателю по передаточному акту или иному документу о передаче имущества (абз. 2 п. 3 ст. 271 Налогового кодекса РФ)

Ранее по данному вопросу не было выработано единой точки зрения

Продлен срок в течение, которого предельная величина процентов по долговым обязательствам в иностранной валюте рассчитывается исходя из произведения ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 (п. 11 ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ от 29 ноября 2012 г.)

Предельная величина процентов по долговым обязательствам в иностранной валюте принимается равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 в период с 31 декабря 2012 года по 31 декабря 2013 года (абз. 3 п. 1.1 ст. 269 Налогового кодекса РФ)

Ранее данный срок был ограничен 31 декабря 2012 года

Изменен порядок учета убытков, полученных по договору доверительного управления (п. 14 ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ от 29 ноября 2012 г.)

Убытки, полученные в течение срока действия договора доверительного управления, по условиям которого учредитель управления не является выгодоприобретателем, от использования имущества, переданного в доверительное управление, не учитываются при определении налоговой базы по налогу учредителем управления и выгодоприобретателем (п. 4.1 ст. 276 Налогового кодекса РФ). В соответствии с данными изменениями учредитель доверительного управления, являющийся одновременно выгодоприобретателем, сможет учитывать убытки в целях налогообложения

Убытки, полученные в течение срока действия договора доверительного управления от использования имущества, переданного в доверительное управление, не признаются убытками учредителя (выгодоприобретателя), учитываемыми в целях налогообложения в соответствии с настоящей главой

НДС

Расширен перечень льгот, обязательных к применению (п. 1 ст. 3 Федерального закона № 145-ФЗ от 28 июля 2012 г.)

Перечень услуг, реализация которых освобождается от НДС в обязательном порядке, дополнен рядом услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках (п. 12.2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ)

Ранее не было предусмотрено подобных положений

Уточнено, что налогоплательщики, на которых распространяется указанная выше льгота, не должны составлять счета-фактуры по операциям реализации ценных бумаг (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 145-ФЗ от 28 июля 2012 г.)

При реализации услуг, оказываемых брокерами и посредниками на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках, которые включены в перечень льготируемых операций, не нужно оформлять счета-фактуры, по другим услугам посредников и брокеров при реализации ценных бумаг счета-фактуры составляются в общем порядке (п. 4 ст. 169 Налогового кодекса РФ)

Ранее применялась общая норма, в соответствии с которой по услугам брокеров и посредников при реализации ценных бумаг нужно было составлять счета-фактуры

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться