Интервью с председателем правления МСП Банка Сергеем Крюковым

04 декабря 2012

- Сергей Павлович, в чем основное отличие МСП Банка от других кредитных  учреждений?

- МСП Банк, входящий в группу Внешэкономбанка, определил для себя приоритетные направления в качестве института развития малого и среднего предпринимательства в России, сфокусированного на потребностях тех предприятий малых форм, которые рыночные институты на современном этапе развития в полной мере удовлетворить не способны. Программа МСП Банка реализуется по двухуровневой системе - денежные средства для поддержки МСП через партнеров доводятся до малых и средних предприятий.

Исходя из этих целей, мы определили для себя точки роста: поддержка МСП в приоритетных для российской экономики направлениях (инновации и высокие технологии, модернизация производства, повышение энергоэффективности, внедрение ресурсосберегающих технологий, развитие неторгового сектора), акцент на взаимодействие непосредственно с малым и средним бизнесом. Мы также проводим исследования, оценивается потенциал и уровень развития МСП в том или ином регионе, определяются направления оказания точечной, а значит, и наиболее эффективной поддержки МСП с учетом региональных особенностей.

- Значит, чтобы получить средства МСП Банка, начинающим предпринимателям придется обращаться к компаниям-партнерам, которые в каждом регионе разные? Зачем это нужно?

- У МСП Банка нет и не будет филиальной сети. Создание таковой отвлечет серьёзные ресурсы от реализации Программы. Широкая сеть партнеров позволяет нам оказывать максимальную поддержку во всех 83 регионах России. Двухуровневая система работы также дает возможность не вступать в конкурентную борьбу с коммерческими банками. К слову, двухуровневая или «партнерская» схема работы по поддержке бизнеса – это мировая практика работы ведущих институтов развития, таких, например, как немецкий банк KfW. В условиях увеличения доли кредитования субъектов малого и среднего бизнеса именно крупными банками с государственным участием, мы даем предпринимателям возможность выбора наиболее комфортных условий получения займов.

- За период реализации Программы МСП Банка в ней приняло участие свыше 300 партнеров. По каким критериям вы их отбираете?

- В настоящее время сеть партнеров составляют 129 банков и 132 организации инфраструктуры поддержки МСП на всей территории России.  Банки-партнеры, участвующие в Программе, должны отвечать требованиям к устойчивому финансовому положению и соответствию целей проекта, указанным в Федеральном законе № 209-ФЗ. Необходимо наличие у банка собственной филиальной сети, а также действующей программы кредитования малого и среднего предпринимательства. Обязательным является отсутствие санкций со стороны надзорных и регулирующих органов. Приветствуется наличие у банков опыта сотрудничества с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам поддержки субъектов МСП.

- Сергей Павлович, каково процентное соотношение региональных и федеральных банков, участвующих в Программе? 

- Благодаря богатому опыту кредитования малого и среднего бизнеса, региональные банки более соответствуют требованиям партнеров – участников Программы МСП Банка, нежели федеральные финансовые институты, традиционно работающие с крупными предприятиями. Региональные банки хорошо знакомы с ситуацией на местном рынке, более тщательно отбирают заёмщиков. Ведь кредитование МСП, по сути – их основной источник доходов.  Поэтому, сейчас около 80–85% наших партнеров – это региональные банки. Местные банки сейчас работают эффективнее в плане риск-менеджмента. Как следствие, доля «просрочки» субъектов МСП у таких банков почти втрое ниже, чем у крупных федеральных, и составляет на данный момент всего 4%.

- МСП Банк предъявляет более высокие, чем Банк России, требования к собственному капиталу партнеров. Не отразится ли это на количестве участников Программы?

- Мы отдаем себе отчет в том, что сегмент кредитования МСП Банка в своей основе рискован. Для финансовой поддержки малого бизнеса надежный банк даже регионального уровня должен иметь достаточный капитал. К тому же, капитал банков-партнеров должен поэтапно увеличиваться. Поэтому, планка в 230 млн рублей появилась не случайно. В начале реализации Программы некоторые банки жаловались, что при увеличении планки рынок станет менее конкурентным, однако ничего подобного в действительности не произошло. Мы убеждены в том, что поэтапное повышение капитала банков хорошо влияет на банковскую систему, делает банки более устойчивыми, надежными.

- Сергей Павлович, настало время задать самый интересный для большинства читателей вопрос: каковы сейчас размеры ставок по кредитам, предоставленным в рамках Программы МСП Банка (по сравнению с рыночными)?

- Программа МСП Банка выгодно отличается от среднерыночных предложений благодаря своей доступности. В настоящее время средняя процентная ставка по Программе для субъектов МСП составляет 12,6%, в то время как среднерыночная находится, по различным данным, на уровне от 14% до 17%.

- Каковы ваши прогнозы изменения процентных ставок по кредитам МСП Банка?

- С 1 января 2012 стоимость ресурсов для МСП выросла лишь на 0,2 процента годовых. В то же время на рынке эксперты зафиксировали рост ставок по кредитам в размере 0,5-1 процентов годовых. Мы полагаем, что в будущем году ставки не будут существенно меняться. Во всяком случае, изменения не будут превышать 1-1,5 процентных пунктов.

- Сергей Павлович, какие изменения в продуктовой линейке МСП Банка планируются в предстоящем году?

- В 2011 году Программа претерпела качественные изменения: от оперативного насыщения сектора малого и среднего бизнеса в условиях кризиса, мы перешли к адресной, точечной поддержке субъектов МСП в приоритетных отраслях экономики, ориентированных на внедрение инноваций и модернизацию производства. В настоящий момент, работа по модернизации продуктовой линейки продолжается. Раньше ее можно было разложить на такие составляющие: кредитный продукт для партнеров плюс общий стандарт кредитования МСП. Сейчас мы предлагаем кредитные продукты непосредственно для МСП, различающиеся по целям, срокам, ставкам, требованиям, плюс параметры фондирования партнеров. На данном этапе наша конечная цель — сделать поддержку доступной и понятной абсолютно для каждого предпринимателя в любом регионе, чтобы он и сам все понимал и пользовался, и рассказывал о ней другим. Также мы поддерживаем экспортно-ориентированные МСП и продолжаем сотрудничество с зарубежными институтами развития по фондированию поддержки для российских предприятий.

- Приведите конкретные параметры кредитных продуктов МСП Банка?

- Основными характеристиками кредитных продуктов у нас являются: использование проектного подхода при кредитовании МСП, длительные сроки кредитования - до 7 лет, размер кредита до 150 млн рублей, а также участие МСП Банка в отборе проектов для финансирования и формирования перечня контрольных событий. Но при этом, наши продукты четко различаются по целям кредитования – в зависимости от вида продукта, полученные средства должны быть направлены на финансирование инновационных, модернизационных и энергоэффективных проектов в приоритетных отраслях экономики.

- Сергей Павлович, каков сейчас спрос на кредиты? Ощущается ли «дыхание кризиса» на рынке кредитования?

- Спрос на кредиты МСП Банка сейчас достаточно большой, потому что как и несколько лет назад, и сейчас альтернативных долгосрочных источников кредитования на рынке практически нет. Поэтому наша программа сейчас востребована. Такие симптомы кризиса, как отсутствие спроса на кредиты, невозврат кредитов заемщиками или рост проблемной задолженности мы сегодня не наблюдаем.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться