Интервью исполнительного директора Ассоциации индустриальных парков России

18 декабря 2012

Очень скоро растущий в России спрос на подготовленные производственные площадки потребует ускорить их создание, а также повысить качество предоставляемых услуг. В противном случае промышленные компании размещать свое производство в сопредельных странах

Денис Журавский, исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков России, уверен, что и в нашей стране парки станут важным инструментом стимулирования притока прямых инвестиций и развития промышленности

Индустриальные парки - конечный пункт инновационного процесса, стадия реализации научных и инженерных разработок в некий конечный продукт. Сегодня становление системы индустриальных парков России идет достаточно хаотично, без разработанной нормативной базы и систематической федеральной поддержки. С целью упорядочения процесса в 2010 году была создана Ассоциация индустриальных парков, добровольным членами которой являются управляющие компании большинства индустриальных парков страны и консультанты в области индустриальной недвижимости Ernst&Young, Knight Frank и др. О деятельности Ассоциации и особенностях становления индустриальных парков в России рассказал исполнительный директор Денис Журавский.

— Прежде всего, мы постарались выработать общее понимание того, что такое индустриальный парк, потому что еще пару лет назад была большая путаница в этом вопросе. Индустриальные парки — это сервисный бизнес по размещению производств. В какой-то степени - промышленный интегратор инновационного процесса, который, как известно, начинается с научной идеи. Далее идет ее разработка, создание испытательных образцов и коммерциализация. Этим всем занимаются институты развития, в частности, «Сколково» и технопарки. А вот уже после технопарков следует этап серийного производства, для размещения которого нужны индустриальные парки.

Далее мы постарались определить, в каком состоянии находится отрасль. Для этого целый год мы ездили по стране, изучили все площадки и выяснили, что только 100 из них можно назвать индустриальными парками и лишь 35 на тот момент действительно работали. Сегодня действующих парков стало чуть больше - 41, а еще 55 находятся на стадии проектирования и строительства. Все остальные (еще около сотни) — это всего лишь намерения и декларации.

Чем отличаются российские индустриальные парки от аналогичных площадок в других странах?

- Главное отличие – их качество. У нас пока очень мало парков, которые бы полностью соответствовали западным стандартам. Во многих, например, нет управляющих компаний. Но самое главное – они не освобождают производственные компании от большого ряда функций, которые на Западе отданы на аутсорсинг: девелопмент территории, строительство инженерных сетей, обслуживание имущественного комплекса, поставки комплектующих, подбор персонала, логистика, транспорт, жилье и многое другое. Всего более сотни наименований видов деятельности.

Сегодня индустриальными парками на государственном уровне занимаются у нас губернаторы. Большинство из них видит в парках еще одно средство привлечения инвестиций.

— Не правильно сводить создание индустриальных парков только к процессу привлечения инвестиций, поскольку у индустриальных парков несколько функций, и они не менее важны, чем просто привлечение инвесторов. Как я уже говорил, индустриальные парки избавляют производителей от несвойственных им задач, тем самым повышая их эффективность. Индустриальный парк — это сам по себе долгосрочный доходный бизнес. И наконец, парки могут стать важным рычагом новой индустриализации страны. Ведь речь не о возрождении старых форматов промышленности, а об инновационных современных проектах, способствующих избавлению России от сырьевой зависимости. При этом речь идет о постиндустриальной экономике, базирующейся на сервисах. А это и есть задача индустриальных парков.

— С чем связано то, что практически все действующие индустриальные парки сосредоточены в Европейской части России.

— География индустриальных парков в России во многом повторяет путь  развития складской недвижимости. Логистические комплексы строились в привязке к рынкам сбыта и на главных транспортных маршрутах, а они сосредоточены именно в европейской части. В определенный момент многие импортеры, а именно они клиенты логопарков, доросли до стадии локализации производства и в этих точках возникла потребность в индустриальных парках. Поэтому индустриальные парки в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Калининградской и Московской областях развиваются преимущественно частными компаниями, в других регионах – главенствуют площадки, созданные местными властями.

При этом главными факторами расположения индустриальных парков остаются  мощность потребительского рынка, транспортные коридоры и производственные ресурсы.

Почему в индустриальных парках так много свободных площадей?

- Сегодня у нас построили много парков, ориентированных на крупный бизнес, который, как правило, в них не нуждается. Есть, конечно, примеры, когда приходит глобальный инвестор и становится «якорным резидентом», вокруг которого собираются небольшие и средние компании-производители комплектующих. Но в таких случаях появление индустриального парка – это скорее следствие, а не причина локализации крупного производства.

Главным же образом индустриальные парки нужны малому и среднему бизнесу, спрос со стороны которого остается не удовлетворенным. Как правило, это высокотехнологичные современные компании, что не делает их более желанными в глазах региональных администраций, мечтающих о гигантских инвестиционных проектах, тысячах рабочих мест и миллиардных налогах. Они не привлекательны, еще и потому что сопровождение каждого из таких проектов требует столько же усилий, сколько один Volkswagen или Toyota. Частные девелоперы также предпочитают годами ждать одну крупную сделку, которая покроет возможные доходы от десятков мелких и средних клиентов.  

Кроме того, о наших индустриальных парках ничего не известно за границей. Если кто-то и решается локализовать свое производство на территории России, то поиск правильной площадки занимает неоправданно много времени. Большинству же компаний и невдомек, что у нас что-то можно организовать. Я уже столкнулся с удивлением западных предпринимателей, узнавших о наличии индустриальных парков у нас, во время недавней поездки в Германию.

Но западным компаниям нужен готовый продукт - земельный участок с оформленными границами, правовым статусом земли, существующими точками подключения к электричеству, газу, воде, управляющей компанией, способной предоставлять услуги и оказывать сервисы.

Поэтому наша главная цель — с одной стороны, стратегический маркетинг России за рубежом как наилучшего места для инвестиций и размещения производств. И с другой стороны повышение качества индустриальных парков. Конечно же, мы не отворачиваемся от российских инвесторов, но для них индустриальные парки пока новинка, требующая изучения. Наш бизнес пока склонен заниматься непрофильными функциями самостоятельно. Так происходит по нескольким причинам, но, прежде всего, потому что он еще не дорос до того, чтобы платить за внешние сервисы и доверять специализирующимся на них компаниям. Для россиян привычнее приобретать в собственность или самим строить здания, покупать и эксплуатировать инженерную инфраструктуру, разбираться с водо-, тепло- и энергоснабжением, ругаться с дворниками и уборщицами. Это скорее вопрос бизнес-культуры и отсутствие традиции аутсорсинга в России.

- Каково будущее российских индустриальных парков?

- Так как они являются выгодным видом коммерческой недвижимости, то, несомненно, продолжат появляться и развиваться. Ведь помимо уже упоминавшихся плюсов для нашей экономики в целом, они способны решить проблему моногородов, создав там новые производства, дав выход предпринимательской инициативе местного населения и даже в какой-то степени вдохнуть новую жизнь в старые производственные площадки. К тому же на индустриальные парки обратили внимание федеральные власти, а на отдельные проекты даже выделяются средства.

Мы со своей стороны всячески будем содействовать становлению индустриальных парков. Не так давно мы подписали соглашение с технопарком «Сколково» о содействии размещению производств компаний-резидентов, когда они выйдут оттуда со своими проектами. Мы провели с этими компаниями первое совещание, и могу сказать, что через пару лет они начнут искать площадки для размещения своих производств. Они не будут строить собственные заводы. На это у них нет средств. Им нужны готовые обустроенные площадки, где они могли бы установить оборудование и приступить к выпуску продукции. Если нам не удастся предложить им адекватные условия, то свои производства эти компании будут выводить за пределы страны.

 

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться