Жадность ритейлеров спасает малый бизнес

16 апреля 2017

Не далее, как на прошлой неделе, наш портал для предпринимателей предпринял попытку проанализировать положение дел в реальном секторе российской экономики вообще и подмосковной, в частности. Естественно, с упором на ситуацию, складывающуюся в сегменте малого и среднего бизнеса. В результате нам удалось установить, что отечественное производство скорее живо, чем мертво и даже демонстрирует склонность к тому, чтобы в обозримом будущем твердо встать на ноги. Причем данный вектор характерен как для крупных предприятий, так и для малого и среднего предпринимательства. Порадуемся же за производителей и продолжим исследовать деловой климат, на сей раз обратив особое внимание на потребительский рынок (в т.ч. и в Подмосковье), где текущая ситуация складывается прелюбопытнейшим образом. 

Не так давно авторитетный Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» опубликовал очередной доклад, посвященный состоянию делового климата в нашей стране, немало внимания уделив положению дел в сфере торговли. В целом результаты проведенного исследования воображения не поражают, да и его авторы, похоже, не стремятся к этому. Общую ситуацию специалисты НИУ ВШЭ оценивают, как стабильную с небольшими как негативными, так и позитивными отклонениями от результатов, полученных ранее. Однако внимательное изучение изменений показателей оптового и розничного торговых рынков наталкивают на мысль о появлении там тенденции сколь показательной, столь и неизбежной.
Так, по мнению исследователей, деловой климат в сегменте розничной торговли как ухудшался ранее, так и продолжает делать это сегодня. Объемы продаж и товарооборот падают. Соответственно, ползут вниз размеры прибыли. Причем с хорошо заметным ускорением. По итогам прошлого года около трети опрошенных исследователями представителей розничной торговли пожаловались на ярко выраженное снижение потребительского спроса. И это, несмотря на то, что продавцы несколько притормозили процесс взвинчивания цен. 
По их словам, сегодня они вынуждены ограничиваться наценкой в 24%, хотя желали бы накидывать не менее 35% на каждый товар. За исключением считающихся социально значимыми товарами и продающимися на 16% дороже цены производителя, хотя нормальной «маржой» торговцы считают планку в 25%.
А теперь внимание… Респондентами НИУ ВШЭ являются, преимущественно, представители крупного бизнеса. То есть, в данном случае, сетевые ритейлеры. Конечно, хотелось бы от души пожалеть этих людей, теряющих доходы по причине усиливающегося нищебродства покупателей. Однако искренне поплакать над их проблемами не позволяют несколько объективных факторов. Так, в том же исследовании говорится о незначительном, но росте показателей на оптовом рынке. И куда же деваются дополнительные объемы опта? Гниют на складах? Поедаются лично генеральными директорами на дачах? Намеренно выбрасываются на помойки для создания иллюзии кризиса?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте-ка заглянем в статистику от другого субъекта рынка, участвующего активно как в развитии экономики России, так и своего региона. Например, от правительства Московской области, не так давно отчитавшегося об объемах и методах поддержки, оказанной малому и среднему бизнесу региона, а также о перспективах дальнейшей работы в этом направлении. 
И после внимательного изучения этих данных выясняется, что в регионе стремительно растет количество субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом большинство из них занято именно в сегменте розничной торговли.
С жиру они пока не бесятся, но и на паперть идти необходимости не испытывают. Государство оказывает им посильную помощь в виде грантовсубсидий, налоговых каникул и других видов материальной поддержки. А областные власти с недавних пор серьезно занялись организацией ярмарок и прочих альтернативных торговых площадок, где производители могли бы реализовывать свою продукцию по адекватным ценам и за живые деньги, а не сдавать ее на реализацию ритейлерам, которые взяли себе за правило расплачиваться с поставщиками по факту продажи товара – и то только через несколько месяцев.
Из-за отсутствия лишних посредников товары на ярмарках и в магазинчиках так называемой «шаговой доступности» продаются дешевле, чем у сетевиков. К тому же там и ассортимент в последнее время разнообразнее и продукты, по причине малых закупочных объемов, однозначно свежее. Получается, что если раньше мы в течение ряда лет наблюдали за тем, как ритейлеры теснили малый бизнес словно спаянная «свинья» крестоносцев необученных ливонских крестьян, то сегодня видим обратный процесс. 
Вывод однозначный: малый и средний бизнес потихоньку начал откусывать жизненное пространство у слишком больших, а потому неповоротливых структур, которые хотели монополизировать розничную торговлю, но из-за неумеренной склонности к получению сверхприбыли (в просторечье именуемой «жадностью») так и не смогли этого сделать.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться