Вячеслав Крымов: «Предприниматели узнают о своих правах в момент, когда начинают говорить, что прав у них нет»

14 июля 2017

Председатель Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Вячеслав Крымов рассказал в интервью Центру развития предпринимательства МО о законодательных инициативах, итогах весенней сессии и основных мерах поддержки предпринимателей Подмосковья.

-Какие основные меры поддержки предпринимателей Подмосковья Вы могли бы выделить в плане законодательных инициатив прошедшей сессии?

- Существует ряд законов, которые регулируют предпринимательскую деятельность Московской области. Базовый Закон — О предпринимательстве Московской области. Этот закон затрагивает не только предприятия малого бизнеса Московской области, но и предпринимательство региона в целом региона. Другое дело, что законодательством Российской Федерации полномочия субъектов сегодня крайне ограничены в части самостоятельной поддержки экономики. И прямые финансирования возможны в двух вариантах - это поддержка АПК или малого бизнеса. Эти пункты отражены в законодательстве МО подробно, но в целом не исключено расширение этой законодательной части.

В плане новых мер поддержки: в январе появился Фонд развития промышленности Московской области, через который область может влиять на промышленную политику и деятельность, стимулировать производство продукции, которая необходима для МО. 

Введены регламентирующие виды и способы поддержки малого бизнеса: это и изменения в Закон о патентной системе региона. Мое мнение, что есть еще над чем работать в направлении пересмотра базовых ставок при формировании патента, но тем не менее, работа ведется постоянно. Закон о предпринимательстве Московской области  претерпел порядка 15 изменений.

Если брать законодательный «каркас» предпринимательской деятельности региона -  это Закон о предпринимательстве, Закон об инвестиционной политике, Закон о промышленной политике, Закон о научной политике, Закон о льготном налогообложении, - вот пять законов, которые определяют предпринимательскую деятельность на территории области. Но предпринимателей не выделить в отдельную отрасль и поэтому специфика предпринимательской деятельности, будь то торговля, транспорт, наука, образование, социальная сфера – абсолютно разная. Все законы, которые регламентируют виды деятельности в этих секторах, так или иначе, влияют на развитие предпринимательства. Поэтому сказать, что один какой-то закон определяет развитие предпринимательства было бы неправильно

-Каковы, на Ваш взгляд, основные преграды существуют в Московской области для ведения бизнеса в законодательном плане?

-Я думаю, у каждого отдельного предпринимателя свои проблемы, сказать, что есть системные проблемы нельзя. Если они и есть, то их необходимо устранять, руководствуясь статьями законов. Решить проблемы каждого в отдельности довольно сложно. Основные барьеры на сегодня возникают при   сборе документации, разрешительных документов на бизнес – это затратные и долгоиграющие вещи. Но надо смотреть на каждый сектор экономики в отдельности, в каждом секторе свои проблемы. К примеру, по патенту, чтобы оказывать образовательные услуги, не требуется никаких разрешительных документов: пришел, купил патент и пошел работать. Если брать строительную сферу, то тут необходимо оформлять разрешения на строительство, требуется выбор земельного участка, подключение к электроэнергии. Все это затратно, но при определённых видах деятельности без этого не обойтись. Мы четыре года назад внесли изменения в Закон об инвестиционной политике, при котором право на льготы инвестор получает при вложении в бизнес суммы от 50 млн руб., - нижняя планка инвестиций. Понятно, что малому предпринимателю, таких средств не осилить.  Предприниматель, который готов инвестировать такую сумму, вкладывает деньги в основные фонды, активы и может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, по налогу на имущество.

Надо свои права знать и правильно ими пользоваться. К сожалению, у нас предприниматели узнают о своих правах в момент, когда начинают говорить, что прав у них нет. Мы регулярно проводим образовательные программы, работники Мининвеста выезжают в районы, собирают предпринимателей, рассказывают им о мерах поддержки, учат оформлять документы. Но при всем этом, к сожалению, финансовая грамотность еще очень хромает. Но, тем не менее, область занимает лидирующие позиции по количеству предпринимателей. У нас по итогам 2016 года 214 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Мы фактически уступаем по этому показателю только Москве.

-Проводился ли мониторинг исполнения закона «О развитии предпринимательской деятельности в Московской области»? Если да, то какие основные болевые моменты выявлены?

-Да, проводился и по его результатам были внесены изменения. Новый вариант подписан губернатором и действует с 2016 года. Сейчас готовится новый пакет изменений по современной ситуации, которая также требует законодательного урегулирования. В частности, поменялась позиция Российской Федерации. Если раньше мы должны были выйти на показатель 90% поддержки предпринимателей за счет федерального бюджета, то теперь Федерация фактически уходит с прямого финансирования и полномочия переданы агентствам по поддержке предпринимательства. Агентства работаю напрямую с предпринимателями, и мы опираемся только на собственный бюджет, но объем финансирования в связи с этими изменениями у нас не изменился.  Как было 600 млн, так и осталось, но это приведет к определённой нагрузке на бюджет области.

- Готова ли Московская область поднимать долю малого бизнеса в экономике, особенно в ее промышленном секторе? Какие основные направления в данной работе?

- Мы провели в прошлом месяце выездное заседание Комитета по предпринимательству, повесткой которого стал данный вопрос, посмотрели опыт предприятия «Тритон» в Щелковском районе. На мой взгляд, предпринимателю создать промышленное предприятие с нуля будет крайне сложно. Слишком много документов надо готовить, слишком много ограничений существует. Думаю, оптимальный вариант - это выделение малого предприятия в технологический цикл крупного промышленного предприятия. В этом случае само промпредприятие обеспечивает технологическую базу, гарантированный спрос на продукцию, что является главным, поскольку будет спрос -  будет и работа предприятия. А попасть с «белого листа» на рынок – это сложно. Поэтому оптимальный вариант – это, когда крупное предприятия создает вокруг себя сеть малых предприятий по выпуску продукции или предоставлению услуг. Крупное предприятие будет обеспечивать деятельность этих малых предприятий на постоянной основе. 

У промышленных предприятий сложная позиция по данному вопросу, поэтому мы сейчас рассматриваем вопрос, как простимулировать крупные предприятия к выделению из своей структуры определенных подразделений в виде малых производственных компаний, либо стимулировать кооперацию с действующим малым предприятием на развитие выпуска продукции, - своего рода аутсорсинг. У нас прошел Комитет, мы сейчас обрабатываем документы будем готовить предложения в федеральное законодательство и региональное, прежде всего, это касается Закона об инвестиционной политике и Закона о льготном налогообложении. Это сложная тема, она требует детального обсуждения и с органами власти, и с малыми предприятиями, и с крупными предприятиями. У нас есть и негативный опыт 80-ых годов, когда резко стали создавать малые предприятия и развалили много крупных промышленных гигантов. Нам важно не повторить этот опыт, поэтому подготовка должна быть тщательной.

- Можно ли с уверенностью утверждать, что в регионе сегодня делается максимум для создания благоприятных условий с точки зрения поддержки малого бизнеса? Или еще есть над чем работать?

- Нет предела совершенству. Могу сказать, что создан каркас из экономических законов. Но каждая решенная проблема рождает пять новых проблем, чем больше мы делаем, тем больше появляется тонкостей и необходимости совершенствования законодательной и нормативной базы.

У нас есть законы, которые регламентируют предпринимательскую деятельность, есть постановления правительства, есть решения министерств, которые отвечают за эту работу и выдают нормативно-правовые акты. Но существует и Минэкономразвития, которое не меняет федеральные законы, а только «выдает» каждый год новые указы, приказы по регулировании этой деятельности, поэтому существует такое неустоявшееся законодательство, и оно требует нашего оперативного вмешательства. Если брать валовый показатель по области, то мы «впереди планеты всей», если брать показатель «на душу населения» региона, то при 3,5 млн населения области, даже при нашей активной работе, это показатель будет ниже.  Можно сказать, что благодаря нашим знаниям и пониманию ситуации, которые у нас есть, мы делаем максимум. Но, не стоит забывать, что в скором времени могут появиться виды деятельности и поддержки, которые будут порождены самим развитие системы предпринимательства. Они потребуют новых знаний и усилий.

 

 

 

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться