У Правительства готов национальный план развития конкуренции в России

03 ноября 2016

Независимо от кризиса и усиления участия государства в российской экономике конкуренция между игроками на российском рынке с каждым годом усиливается. Небольшие компании без доступа к государственным средствам, чаще это компании малого и среднего бизнеса, объявляют о своем банкротстве, появляются новые участники, которые вступают в борьбу за свою нишу. Нередко они создают новые направления и прекрасно  конкурируют с устоявшимися продуктами и услугами. По многим товарам и услугам ведущие игроки рынка консолидироваись, в том числе и на общероссийском и мировом уровне. Растет конкуренция технологий в борьбе за потребителя. Так как же с этому противостоять? Что делать, если монополия становится угрозой национальной безопасности.

 

«Антимонопольное регулирование в России» стало темой обсуждения на VIII ежегодной конференции газеты «Ведомости». Основной спикер форума руководитель ФАС Игорь Артемьев, нарисовал четкие контуры дальнейших действий. Собственно, антимонопольное регулирование в нашей стране мало чем отличается от программы действий по демонополизации в странах Европы или Америке. Основой является грамотное антимонопольное законодательство, впитавшее на лучшие мировые практики. К слову, С 2006 года было принято 4 антимонопольных пакета, а Российское антимонопольное законодательство признано ОЭСР одним из самых эффективных. В российской системе приведены в соответствие с мировыми требованиями законодательство о государственных закупках, о государственном оборонном заказе, о рекламе, антимонопольные требования в отраслевом законодательстве. В купе мы получили неплохой правовой фундамент. В развитие федеральных законов правительство России приняло сотни нормативно-правовых актов, связанных с защитой и развитием конкуренции. Сложилась грамотная судебная практика. Проведен анализ и обобщение Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда и Обзоров Верховного суда РФ. Однако до сих пор не принят Указ Президента России о развитии и защите конкуренции.

По словам главы ФАС Игоря Артемьева, это необходимая и ожидаемая мера, поскольку сохраняются опасные порывы к монополизации экономики страны, а органы власти сами часто являются нарушителями конкурентного законодательства. Сегодня, даже в условиях рыночной экономики многим чиновникам выгодно укрепление монополий, а не здоровая конкурентная среда, в который даже самые маленькие компании чувствовали бы себя равноправными игроками на экономическом поле. Излишне говорить, что все эти факторы, мешают развитию здоровей конкуренции и малого и среднего предпринимательства в том числе. Глава антимонопольного ведомства уверен, что помимо законов, нам необходим национальный план развития конкуренции. И шаги в этом направлении уже предпринимаются: Президентом страны одобрена идея создания Национального плана развития конкуренции на 2017-2018гг. План был подготовлен ФАС России по аналогии с Национальным планом по борьбе с коррупцией и включает в себя важнейшие аспекты дальнейших действий.

В частности, документ провозглашает активное содействие конкуренции национальным приоритетом, определяет цели и принципы проконкурентной политики, ориентированной на повышение экономической эффективности и повышение уровня жизни граждан, разъясняет цели и задачи федеральных, региональных и муниципальных органов власти по развитию конкуренции. Документ необходим для стимулирования и наглядной демонстрации выгоды перехода от монополий к конкурентному состоянию во всех отраслях экономики. Например, предлагается: дерегулировать деятельность морских глубоководных портов в Крыму и на Дальнем Востоке, некоторых авиационных узлов, услуги электросвязи. Запретить создавать ГУПы и МУПы на товарных рынках в условиях конкуренции и ликвидировать организационно- правовую форму унитарного предприятия (за исключением сферы обороны и безопасности страны). Также на пути демонополизации необходимо поэтапное прекращение государственного тарифного регулирования в конкурентных сферах деятельности, совершенствование контрактной системы, установление единого порядка проведения торгов по продаже имущества и имущественных прав на едином перечне электронных торговых площадок. На пути к здоровей конкуренции необходимы и глобальные реформы контрактной системы. Для это следует четко ограничить способы закупок предприятиями и порядок их осуществления. Все закупки необходимо перевести в электронную форму. Отдельно стоит работать и над развитием конкуренции в регионах, ориентируясь на документ - "Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации" и применяя лучшие региональные практики. Поводя итог обсуждению глава ФАС Игорь Артемьев заметил, что эффективная экономика строится на эффективной конкуренции, которая в свою очередь является гарантией безопасности страны. С этим выводом сложно не согласиться.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться