Турбизнес Подмосковья: немалый вклад малых городов

21 января 2018

Прошедшая рабочая пятидневка ознаменовалась двумя знаменательными событиями, связанными с российским туризмом. В середине недели в подмосковной Коломне прошло представительное мероприятие – Форум малых городов и исторических поселений, которое лично посетил Президент РФ Владимир Путин. А через пару дней СМИ сообщили, что Московская область в рейтинге наиболее популярных для отдыха в новогодние праздники регионов России заняла второе место, уступив только столице. При этом область со значительным отрывом опередила занявший третью позицию Краснодарский край, в составе которого «жемчужина у моря» Сочи и знаменитые горнолыжные курорты Красной Поляны. Все это – результаты большой работы, проводимой в регионе по поддержке туриндустрии. О составляющих успеха Подмосковья в развитии туризма рассказывается в сегодняшней публикации на нашем сайте для предпринимателей

Конечно, нынешние победы Московской области на туристическом «фронте» ковались не на пустом месте – уникальный природный комплекс Подмосковья и высочайшая плотность культурно-исторических объектов, как магнит, притягивали сюда наших соотечественников и гостей из-за рубежа еще во времена СССР. В регионе сосредоточена пятая часть всех турресурсов страны, ему достался в наследство от советского периода ряд благоустроенных здравниц, пансионатов и турбаз. Однако в «лихие 90-е» начался откат туристов из Подмосковья – в безденежье людям было не до отдыха, а в 2000-х и начале 2010-х годов свою лепту в развитие этого негативного процесса начали вносить египетские и турецкие курорты, предоставлявшие качественный отдых по доступным ценам.  

В последние годы Египет и Турция в силу известных причин перестали быть местами массового отдыха россиян. А, как известно, природа пустоты не терпит. В Подмосковье серьезно взялись за туриндустрию, сюда направлялись значительные бюджетные инвестиции (общая их сумма оценивается в 1,5 млрд руб.), и эта большая работа принесла плоды.

Дополнительный импульс развитию подмосковной туриндустрии дал ЧМ по футболу, который пройдет в России этим летом. В Московской области активно расширяются дорожно-транспортная инфраструктура, гостиничная сеть, сфера услуг и общепита. Сейчас в Подмосковье туристы могут осмотреть почти 6 тысяч культурно-исторических объектов, посетить более 80 музеев, для них разрабатываются тематические турмаршруты, а также создается сеть туристических информационных центров, которые позволят снабжать необходимой оперативной информацией как физических лиц – туристов, так и юридических лиц – туроператоров и туристические агентства.

Всего по территории региона проложено свыше 300 туристических маршрутов, в т.ч. 3 межрегиональных и свыше 50 межмуниципальных маршрутов. Реализуются и новые проекты: «Промпоезд», «Усадебный экспресс» и другие. А еще развиваются паломничество, эко- и агротуризм. Привлекает регион гостей и возможностью познакомиться с лучшими образцами народных мастеров Жостово, Федоскино, Богородска, Сергиева Посада и других мест Московской области, где развиваются традиционные художественные промыслы. 

В 2017 году Московская область была признана наиболее динамично развивающимся туристическим регионом: она стала лидером РФ по развитию внутреннего и выездного туризма, возглавила топ регионов страны в сегменте событийного туризма. В минувшем году Подмосковье посетило 14 миллионов человек (на 1,5 миллиона больше, чем в 2016 году, и на 5,5 миллиона больше, чем в 2013 году). И это далеко не предел – в наступившем году планируется довести число туристов в Московскую область до 15 миллионов. 

Туризм – катализатор для развития региона, его экономики, в т.ч. малого и среднего предпринимательства, способствующий увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, созданию новых рабочих мест, решению социальных задач. Особенно это важно для малых городов Подмосковья, у которых возможности для роста достаточно ограничены. Сейчас в регионе 73 города, из них свыше 72% (53 города) относятся к категории малых – с численностью населения не более 50 тысяч человек. Среди них Верея, Волоколамск, Звенигород, Зарайск, Истра, Кашира, Луховицы, Можайск, Руза, Талдом, Старая Купава, Хотьково, Шатура, Яхрома. И несмотря на свою «малость», вклад в общий туристический поток в Подмосковье эти города дают совсем немалый. И это немудрено. 

Например, в последнем рейтинге популярных у туристов для новогоднего отдыха малых городов России подмосковный Звенигород занял уверенное второе место вслед за вологодским Великим Устюгом, опередив старинный Суздаль, ставший третьим. «Русская Швейцария», как уже давно называют Звенигород, притягивает туристов своей красотой, уникальной природой и известными архитектурно-историческими памятниками. 

Благодаря созданию туркомплекса «Русская Палестина» под Истрой, в состав которого входит обновляемый Ново-Иерусалимский монастырь, Истринский район после завершения реконструкции монастыря в 2018 году, по оценкам специалистов, ежегодно будут посещать около миллиона человек – и это только один муниципалитет Подмосковья.

В основе принятой концепции развития древнего Зарайска с его знаменитым полностью сохранившимся каменным Кремлем – ставка на поддержку туриндустрии. По мысли авторов программы, именно это даст толчок для роста и других сегментов экономики Зарайского края. Концепция носит символическое название «Вперед в прошлое», которое можно отнести ко всей программе развития туризма в Подмосковье: на гребне туристической волны, опираясь на славное прошлое, регион держит курс на процветающее будущее.

Обсудить на форуме для предпринимателей

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться