Рынок лизинга могу закрыть для МСБ

21 апреля 2017

Как известно, любые реформы вызваны проблемами в отрасли и стремлением государства обезопасить себя от них в будущем. Ситуация с компанией «ВЭБ-лизинг» в 2015 году навела чиновников на мысль ввести на рынке лизинга госрегулирование. Реформы и принятие соответствующих законов намечены на май этого года. Но уже понятно, что реформы отрицательно скажутся на представителях малого и среднего бизнеса, которые могут в 2018 году уйти с рынка.

После проведенного опроса лизинговых компаний, стало понятно, что минимум 5% участников рынка намерены его покинуть, в случае проведения в жизнь всех пунктов, намеченных в планах реформ. И лишь 22% опрошенных уверены, что изменения пойдут на пользу. Не уверены даже крупные игроки. Уверено только государство, которое поручило ЦБ РФ проконтролировать ситуацию, в целях определенности условий на лизинговом рынке для инвесторов, которые захотят вложить свои средства в этот бизнес, и максимальной транспарентности для клиентов. ЦБ РФ намерен объявить новый отправной капитал для компании, которая хочет остаться на рынке. Он и сегодня не маленький, в среднем фонд лизинговой компании составляет 20 миллионов рублей, и ожидается, что будет повышен для крупных игроков до 30 млн руб., для «малышей» до 10 млн руб. В срок до 2020 года это цифра будет планомерно повышаться и по прогнозам достигнет планки в 70 млн руб. Также введения отчетности по МСФО сыграет свою роль в изменении условий на рынке лизинговых услуг. И сам по себе переход к международным стандартам не вызывает нареканий у лизингодателей, даже наоборот, они обеими руками «за» открытость и порядок. Однако, есть и свои тонкости. Новый законопроект, который будет внесен на рассмотрение в ГД, предусматривает хитрую поправку «О Центральном банке РФ», которая позволяет перевести все лизинговые компании в разряд НФО. Это переведет все лизинговые компании в разряд финансовых организаций, а ЦБ РФ станет их полноправным регулятором. Встав в один ряд с банками, ПФР и прочими финансовыми организациями, лизинговые компании получают резкое ограничение по ведению бизнеса деятельности и обязательства по предоставлению регулятору отчетности по аналогии с банковской, что повлечет за собой новые затраты и смену кадрового состава. То есть по сути, лизинг из разряда бизнеса по предоставлению аренды с правом выкупа, переходит в разряд финансирующих проекты организаций. Данный нюанс повлечет неминуемые изменения в налоговый и судебный кодексы.

Это означает, что малые лизинговые компании, которые предоставляют в аренду с правом выкупа не вагоны и большегрузы, а всего лишь павильоны для торговли или легковые автомобили для таксистов, вынуждены будут поднять цены. Вопрос согласится ли малый бизнес, который прибегает к услугам лизинга, платить по другим тарифам, также остается открытым. Кто-то согласится, а кто-то предпочтет закрыть бизнес за нерентабельностью. А тот, кто решит остаться, неминуемо повысит цены для рядового потребителя – на продукты питания, перевозки или услуги швейных мастерских, которые тоже часто берут оборудование в лизинг. Есть мнение, что рынок лизинга будет закрыт для предпринимателей и во многих регионах, в которых бизнес и так еле-еле выживал. Что говорить о ближайшем будущем, когда будет принята поправка к закону "О финансовой аренде (лизинге)", которая «загонит» все лизинговые компании в единый реестр. Исключение и внесение, а также лишение лицензии, по аналогии с банками, в единоличном порядке закрепляется за ЦБ РФ. Помимо этого, по новым правилам, лизингом не могут заниматься физлица, а компании не имеют права привлекать средства ИП или частных лиц, за исключением акционеров лизинговых компаний.

Представители финансового сектора неумолимы – реформа назрела, кто не доволен, это всего лишь его личная позиция по отношению к переменам с высоты пошатнувшегося бизнеса, а не объективных взгляд на реальность с точки зрения пользы в масштабах целого финансового сектора. Отдельная тема для обсуждения — это процесс перехода на рельсы саморегулирования отрасли, то есть создание СРО. Говорить об этом начали в прошлом году и пока ближайшие перспективы не ясны. Участники рынка не смогли договориться: есть разночтения по количеству организаций на рынке лизинга. В финансовом секторе СРО должно быть не больше трех, хотя, к примеру, страховщики обходятся одним. Есть мнение разделить участников рынка и по объему портфеля. Так или иначе, обсуждение ведется, а процесс может растянуться на пару-тройку лет, что вполне устраивает участников рынка. Главный пункт, который беспокоит игроков на рынке лизинга, это поспешность проведения реформ и отсутствие четкого вектора движения к конечному результату. К примеру, не ясно, что делать с долгосрочными договорами, заключенными до 7 лет? По каким правилам продолжать сотрудничество с такими клиентами, срок договоров которых истекает совсем не скоро.

… По официальным подсчетам, более 90% рынка приходится всего-навсего на 20 крупнейших лизинговых компаний. В нише оставшихся 10% пытаются выживать и строить свой бизнес малыеорганизации. Что ждет их после мая 2017 года предугадать несложно. Остается уповать на заверения Минфина, что процесс идет в диалоге с участниками рынка, которые не сидят сложа руки.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться