Рынок факторинга восстанавливается после кризиса

28 апреля 2017

К такому выводу пришли специалисты отрасли на XIII Ежегодной конференции «Факторинг в России», которую провело рейтинговое агентство RAEX.

Начиная с 2015 года, отрасль, пошатнувшаяся с началом кризиса 2014 года, начала показывать постепенное восстановление утерянных позиций. В 2016 году рынок факторинга вырос уже на 13% и в денежном эквиваленте превысил 2 трлн рублей. В текущем году при наиболее пессимистичном варианте развитии сценария, факторинг сохранит свои позиции, отвоеванные в 2016 году, при лучшем развитии дел и появлении на рынке активных игроков из числа топ-50 банков, можно ожидать роста.

Казалось бы, что может выиграть от этого малый бизнес? При разумном использовании открывшейся возможности очень и очень многое. Стандартная история на российском рынке малого и среднего предпринимательства, когда молодой бизнесмен с отличной идеей и толковым бизнес-планом выходит на рынок и начинает строить свой бизнес с нуля. Найдя деньги на открытие и реализацию стартапа, малого предпринимателя губят недобросовестные контрагенты, а вернее их неплатежи по составленным договорам или контрактам. Обладая конкурентным преимуществом перед кредитами для малого и среднего бизнеса, именно факторинг способен поддержать механизм запущенного бизнеса в рабочем состоянии. В первую очередь, подумать о пользе факторинга стоит производителям сельскохозяйственной продукции, пекарям - кондитерам, пошивочным мастерским или небольшим обувным фабрикам. Словом, всем тем, кто отгружает свою продукцию крупному ритейлу или в розничные сети по продаже промтоваров. Алгоритм действий прост, отгрузив значительный объем в розницу, предприниматель, как обычно получает в партнеры по бизнесу, контрагента, работающего по схеме отсроченных платежей. То есть, нашему предпринимателю придется сидеть и ждать, когда контрагент продаст товар, перечислит ему деньги, которые он сможет опять вложить в бизнес для получения дальнейшей прибыли. То, что подобные простои губительны для бизнеса, говорить излишне. Мало того, предприниматели, производящие продукты питания, знакомы со схемой возврата нереализованного товара поставщику. Данная системы работы была отменена лишь в этом году.  Схема получения денег от факторинговой компании намного проще, чем оформление кредита. То есть, услуги факторингов, если проанализировать всю информацию, намного выгодней. Но для того, чтобы бизнес выиграл, необходимо соблюдать ряд условий. Первое и главное, доступная цена, прозрачные условия и составляющие стоимости услуг.

Во-вторых, бизнес нашего предпринимателя должен идти в режиме «нон-стоп». Если бизнес еще не окреп, то факторинг превратиться в ту же обузу, что и выплата кредита. Ну, и в-третьих, компания должна вести бизнес с несколькими покупателями, так проще маневрировать при возникающих проблемах и задолженностях.

Это, как водится, одна сторона медали. Посмотрим, как обстоят дела с «минусами» обращения к услугам факторинговой компании, а они, как и во всяком деле, безусловно, присутствуют. Факторинг – это достаточно сложная финансовая услуга, именно из-за ее комплексности и вариативности: что выгодно в одной ситуации, может стать убыточно в другой. И главный плюс данного финансового инструмента – возможность обеспечить непрерывное финансирование бизнеса в независимости от выплат контрагентов, может превратиться в проблему.  

Основной недостаток российского факторинга, незрелость рынка. Этот финансовый инструмент значительно недавно пришел к нам, отсюда у компаний с небольшим опытом существования на рынке, столь запутанные тарифы и схемы работы. Если предприниматель пошел по пути безрегрессивного факторинга, то есть не желает нести ответственность за действия своего контрагента,  то он и  получает в лучшем случае 85-90% от стоимости поставки. И, наконец, нет смысла обращаться за услугами к факторинговым компаниям, если предприниматель работает много лет с проверенным контрагентом, которые, пусть и с отсрочкой, но регулярно производят все оплаты по счетам.  

Новым явлением на рынке финансовых услуг и драйвером роста этого сегмента финансового рынка должен стать факторинг в системе госзаказа. Сегодня это практически невозможно ввиду отсутствия регламентирующих норм в законодательстве, согласно которым компания – участник госзакупок могла бы переуступить дебиторскую задолженность госоргана. Закон «О госзакупках» запрещает смену поставщика, что означает косвенный запрет на факторинг.  Снятие этих ограничений стоит ожидать уже в том году. 

 

 

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться