Путин дал команду ФАС

24 апреля 2016

В связи со сложившимися реалиями, казалось бы, малому и среднему бизнесу развиваться и развиваться, создавая имортозамещающую продукцию. Однако на его пути встают все новые и новые препятствия, например, реализация продукции в ритейлерских сетях. При этом большая часть (практически 16 из 21) поручений Президента РФ Владимира Путина по итогам Госсовета по малому бизнесу в апреле 2015 года к настоящему времени так и не выполнена.  Попытаемся в рамках этой публикации понять, что же мешает тому же ФАС взять на себя надзорные функции над торговлей, как этого хочет Президент Российской Федерации с целью обуздания роста цен.

С тех пор, как в России объявили новый экономический кризис, практически из каждого, даже самого незначительного, закутка государственной власти как горох посыпались антикризисные программы, распоряжения или, в лучшем случае, советы. Что уж тут говорить о расположившихся на политическом Олимпе министерствах и ведомствах, сотрудникам которых именно за борьбу с экономической рецессией и платят зарплаты. Причем, не самые маленькие. Оттуда самые разные предложения текут вниз полноводной рекой и многие уже реализованы на практике. О качестве исполнения правительственных постановлений и ведомственных рекомендаций как-нибудь в другой раз, ладно? А сегодня просто констатируем, что есть среди них толковые, есть пронзительно популистские, реализовать которые на практике невозможно, есть и откровенно вредительские, за которые при незабвенном Иосифе Виссарионовиче Лаврентий Павлович по головке не погладил бы.
Но, что характерно, подавляющее большинство предлагаемых сверху антикризисных инициатив так или иначе касается предпринимательства, в том числе малого и среднего. Самые нетерпеливые из чиновников предлагают немедленно хватать частный бизнес и затыкать им многочисленные пробоины российского экономического корабля. Те, кто поумнее, наоборот, настаивают на том, что свинью, прежде чем зарезать, следует хорошенько откормить. То есть, лоббируют всевозможные меры поддержки, адресованные, прежде всего, малому и среднему бизнесу. Впрочем, и те и другие с видимой опаской относятся к идее отпустить предпринимателей гулять одних, без государственного присмотра. Дабы они не поразбивали носы ни себе, ни окружающим. Что, в известной мере, оправдано. Все мы знаем, скольких трудов стоило российскому предпринимательскому сообществу очиститься хотя бы от наиболее одиозной бизнес-накипи девяностых.
Так что вменяемые бизнесмены ничего принципиального против государственного контроля не имеют и иметь не собираются. Другое дело, пределы этого контроля и методы его практического осуществления. Вот тут перед государством простирается воистину непаханое поле работы по отделению мух от котлет, а коррупции от инвестиции. Судя по всему, борьба за контроль над контролирующими в верхах разворачивается нешуточная, если самому Президенту приходится своими указами дублировать правительственные постановления, чтобы механизмы господдержки хоть с ржавым скрипом, но заработали. А также лично отвешивать всем сестрам по серьгам, распределяя сферы ответственности.
Из свежих инициатив Владимира Владимировича стоит отметить его попытку обуздать рост цен на продовольствие в России. Проблема такая в прошлом году действительно встала перед государством во всем своем неприкрытом безобразии. Профильные чиновники исправно отчитываются перед главой государства об успехах, достигнутых в области импортозамещения, высокоумное американское рейтинговое агентство Moody’s, скрепя зубами, признает Ренессанс отечественной пищевой промышленности. И только неведомые мировому сообществу мерчандайзеры из наших сетевых супермаркетов каждый день рисуют китайскими фломастерами новые, все менее привлекательные, цифры на российских ценниках. С какого-такого, спрашивается, перепугу?
Найти ответ на этот интересный вопрос Путин решил поручить Федеральной антимонопольной службе, чьи полномочия предложено расширить специально под поставленную задачу. Вот, только, похоже, что на сей раз президентская «чуйка» сработала без привычного блеска. В ответ руководитель ФАС Игорь Артемьев попросил Президента, чтобы его организация сосредоточилась на крупных компаниях, государственных закупках, ВПК, а также тарифах, и предложил контроль за розничной торговлей возложить на Роспотребнадзор.
Спор Артемьева с Путиным должна разрешить Государственная дума, которая по ходу своей весенней сессии намерена внести изменения в действующий закон «О торговле». Кто бы сомневался, что предложения Владимира Владимировича – в приоритете. Среди них, кстати, есть и такие, которые предприниматели наверняка встретят аплодисментами, а представители малого и среднего бизнеса вообще бурными и продолжительными. Например, Президент подбросил законодателям идею сократить максимальные сроки расчетов ритейлеров с производителями с 45 до 35 дней. Нормально? Отлично! Размер так называемых ритейлерских ретро-бонусов, а, фактически, узаконенных взяток за размещение тех или иных, а не каких-то других товаров на полках супер и гипермаркетов, будет законодательно ограничен тремя процентами. Нормально? Если ритейлеры не потребуют доплаты в конвертах, то отлично! И так далее.
Вот только вопрос эффективного контроля за исполнением закона «О торговле» как висел в воздухе, так там же и висит. Предложив передать надзорные функции антимонопольной службе, Президент, как бы, выразил недоверие Роспотребнадзору. Возможно, что и не без оснований. Но со стороны почему-то кажется, что менять местами мартышку, осла, козла и косолапого мишку – бесперспективно. Давно пора придумать и выстроить нормальную рабочую систему взаимоотношений между государством, бизнесом и потребителем. Вот, только заниматься этим должен не Президент страны, а те самые министерства, сотрудники которых получают зарплату за борьбу с экономической рецессией. В идеале, с учетом пожеланий не столько Владимира Путина, сколько предпринимательского сообщества.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться