Практика субсидирования затрат малого и среднего предпринимательства в Московской области в 2014 году

20 февраля 2015

В 2014 году в Подмосковье была продолжена поддержка малого бизнеса в рамках государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья».

Как и в 2013 году (см.нашу публикацию на эту тему) наибольшим спросом среди предпринимателей пользовалась такая мера поддержки малого предпринимательства как субсидирование затрат малого и среднего бизнеса.

Для того, чтобы претендовать на субсидии малому бизнесу требовалось:

  • вести деятельность в одном из приоритетных направлений (обрабатывающие производства, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, животноводство, растениеводство, рыбоводство, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование, транспорт и связь, строительство);
  • быть зарегистрированными в установленном порядке в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и осуществлять деятельность на территории Московской области;
  • не иметь задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня бюджетной системы Российской Федерации;
  • не находиться в процедуре реорганизации, ликвидации или банкротства;
  • деятельность субъекта МСП не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на день подачи заявления на получение субсидии.

В целом, механизм поддержки малого и среднего бизнеса путем предоставления субсидий в 2014 году не претерпел существенных изменений по сравнению с 2013 годом за исключением резкого сокращения видов затрат, на которые предоставлялись субсидии.

Количество конкурсов сократилось практически наполовину – с 11 до 6. В частности, в 2014 году не проводились:

  • Конкурс на частичную компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами промышленных парков, на уплату арендной платы за земельные участки (объекты недвижимости), расположенные на территории промышленных парков
  • Конкурс на частичную компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, на технологическое присоединение к источнику электроснабжения энергопринимающих устройств 500 кВт – 1,5 МВт
  • Конкурс на частичную компенсацию субъектам малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с реализацией энергосберегающих мероприятий, включая затраты на приобретение и внедрение энергоэффективных технологий, оборудования и материалов
  • Конкурс на частичную компенсацию затрат действующих инновационных компаний, осуществляющим деятельность более 1 года в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг)
  • Конкурс на частичную компенсацию затрат в виде грантов начинающим малым инновационным компаниям, действующим менее 1 года.

При этом, если проведение отдельных видов конкурсов, учитывая опыт субсидий малому бизнесу 2013 года, действительно являлось нецелесообразным в силу минимального количества заявок, то причины, например, ликвидации конкурса на компенсацию затрат инновационных компаний остаются непонятными. Так, в 2013 году на этот конкурс было подано 33 заявки, из которых 19 было удовлетворено, а общая сумма освоенных субсидий составила 56 млн.руб., т.е. этот конкурс пользовался устойчивым спросом.

Конкурсы на предоставление субсидий малому предпринимательству проводились в сентябре - ноябре 2014 года. В нижеследующей таблице представлены их результаты:  

Вид субсидии

Кол-во удовл. заявок

Сумма выданных субсидий (руб.)

Запланировано к выдаче по программе (руб.)

Средний размер субсидии (руб.)

Частичная компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования

72

 

109 174 468

193 515 000

1 516 312

Частичная компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров

66

 

246 880 690

260 100 000

3 740 617

Частичная компенсация затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предоставление услуг (производство товаров) в следующих сферах деятельности: социальное обслуживание граждан; услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта; проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях; производство и (или) реализация медицинской техники, протезноортопедических изделий; обеспечение культурно-просветительской деятельности (театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские); предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам на цели, определяемые Правительством Московской области

71

 

48 910 151

62 425 000

688 875

Частичная компенсация индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации, затрат на реализацию проектов по созданию дошкольных образовательных центров

6

 

17 318 698

50 783 000

2 886 441

Частичная компенсация затрат субъектам МСП, осуществляющим деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма на цели, определяемые Правительством Московской области

11

 

5 111 357

8 066 000

464 669

Частичная компенсация затрат субъектам МСП на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях

11

 

7 022 138

19 840 000

638 376

Итого:

237

 

434 417 503

594 729 000

 

832 985

 

Из представленной таблицы видно, что в 2014 году субъектами малого и среднего предпринимательства Московской области освоено более 70 % запланированных государственной программой бюджетных средств. Это серьезный успех по сравнению с 2013 годом, когда средний % освоения составил 25 %.

Наиболее востребованными оказались конкурсы по компенсации затрат на модернизацию производства, уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, затрат социальных предпринимателей, а также предпринимателей, деятельность которых, связана с ремеслами, народным художественным промыслом, сельским и экологическим туризмом.

По конкурсам на компенсацию затрат предпринимателей, занятых в сфере дошкольного образования, а также затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на развитие малого бизнеса, процент освоенных средств не превысил 36%.

Основные причины отклонения заявок, как и в 2013 году, остались неизменными:

  • основная деятельность претендентов на получение государственной поддержки не соответствует приоритетным в Московской области направлениям;
  • предоставленные к заявке документы не соответствуют установленным действующим законодательством и конкурсной документацией характеристикам (неправильное заполнение документов, неполнота комплектов документов, несоответствие претендентов установленным требованиям и т.п.).

Вместе с тем, как и в прошлом году, сама процедура конкурсов, начиная от их объявления и заканчивая их проведением, характеризовалась на первом этапе некоторой сумбурностью, что не способствовало планомерной подготовке к ним предпринимателей:

  • до последнего момента не была известна точная дата начала конкурсов. И даже, когда она была официально назначена на 15 сентября, в реальности конкурсы начались на день позже – 16.09.2014;
  • изначально на проведение конкурсов было отпущено около 20 дней, что сразу вызвало некоторую нервозность, поскольку, как показывает практика прошлых лет, этот срок крайне мал для корректной подготовки документов, особенно теми предпринимателями, кто первый раз участвует в конкурсе. К счастью срок неоднократно продлевался, однако это продление носило полуофициальный характер и не сопровождалось четкими и внятными объявлениями сроков продления конкурсов и их окончательного завершения;
  • для обработки поступающих заявок на начальном этапе было выделено крайне мало сотрудников, что привело, во-первых, к возникновению легкого ажиотажа, а во-вторых, к отсутствию возможности оперативного консультирования предпринимателей, пытающихся сформировать свои комплекты документов в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Однако, в дальнейшем ситуация стабилизировалась, и процедура подачи заявок на участие в конкурсе приобрела более организованный и планомерный характер. Этому также способствовало упрощение самой схемы подачи заявок на участие в конкурсе по сравнению с 2013 годом.

В предыдущей публикации мы уже писали о том, что наличие в процедуре оценки заявок лишнего звена в виде маловнятных «отраслевых рабочих групп Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве МО» серьезным образом усложняет прохождение конкурсов. В 2014 году это звено, наконец, было исключено. Теперь, как и до 2013 года, предварительную экспертизу документов осуществляет областной фонд поддержки предпринимательства, после чего комплекты попадают напрямую в конкурсную комиссию Министерства инвестиций и инноваций МО.

Кроме того, важным моментом стала отмена обязательного требования к претендентам о минимальном размере среднемесячной зарплаты их сотрудников на уровне не ниже трехкратного прожиточного минимума для трудоспособного населения Подмосковья. Эта завышенная планка отсекала от участия в конкурсах, в первую очередь, как раз тех, на кого они были рассчитаны – производственные предприятия Московской области. Теперь для участия в конкурсе достаточно иметь среднемесячную зарплату, превышающую один прожиточный минимум.

Необходимо отметить, что в этом году Министерство инвестиций и инноваций приняло достаточно серьезные меры по повышению информированности предпринимательского сообщества Московской области о программе поддержки предпринимательства и субсидиях малому бизнесу. Это также положительным образом повлияло на ход конкурсов, увеличивая число достойных претендентов.

Резюмируя, можно отметить, что несмотря на некоторые сохраняющиеся недочеты организационного и информационного характера, тем не менее, программа поддержки малого и среднего предпринимательства Московской области продолжает активно реализовываться. Главным подтверждением положительной динамики является объем и темп прироста выданных малому бизнесу субсидий: если в 2013 году объем субсидий предпринимателям составил 204 млн.руб., то в 2014 году он перевалил за 430 млн.руб., увеличившись более чем в 2 раза.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться