Практика субсидирования затрат малого и среднего предпринимательства в Московской области в 2013 году

06 марта 2014

2013 году в Московской области стартовала новая долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013-2016 годы» взамен аналогичной программы по поддержке малого и среднего бизнеса, действовавшей в 2009 - 2012 гг.

В конце 2013 года данная программа стала составной частью (подпрограммой) более масштабной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья». Впрочем, эта трансформация не отразилась ни на сути, ни на механизме реализации программы. В целом, мероприятия новой программы по развитию малого и среднего бизнеса сохранили определенную преемственность по отношению к старой, однако сместились акценты в вопросе о том, кого следует поддерживать в приоритетном порядке. В частности, новой программой сокращен перечень поддерживаемых отраслей.

Теперь для того, чтобы претендовать на субсидии малому бизнесу нужно вести деятельность в одном из приоритетных направлений (обрабатывающие производства, транспорт и связь, сельское хозяйство, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование, социальное предпринимательство), либо являться инновационной компанией, либо являться организацией инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Представители малого и среднего бизнеса, занятые в отраслях отличных от приоритетных, могут рассчитывать на информационно-консультационную поддержку и другие менее востребованные виды поддержки.

Кроме того, появились новые, социально направленные виды поддержки малого предпринимательства. Окончательно закрепилась в программных мероприятиях поддержка малого бизнеса, осуществляющего предоставление услуг в социальной сфере деятельности, занятого образовательной деятельностью по программам дошкольного образования, созданием дошкольных образовательных центров и т.п.

Конкурсы на предоставление субсидий проводились в августе 2013 года. В нижеследующей таблице представлены их результаты:   

 Вид субсидии Кол-во поданных заявок   Кол-во удовл. заявок    Сумма выданных субсидий Средний размер субсидии
Частичная компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства со среднесписочной численностью работников более 30 человек, затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров  59 шт. 23 шт.  110 млн.  4,7 млн. 
Частичная компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами промышленных парков, на уплату арендной платы за земельные участки (объекты недвижимости), расположенные на территории промышленных парков  2 шт. 0
Частичная компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, на технологическое присоединение к источнику электроснабжения энергопринимающих устройств 500 кВт – 1,5 МВт  2 шт. 0 0
Частичная компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с реализацией энергосберегающих мероприятий, включая затраты на приобретение и внедрение энергоэффективных технологий, оборудования и материалов  3 шт.  0  0  0
Частичная компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях  17 шт.  0  0  0
Частичная компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования  35 шт.  6 шт. 25,5 млн.   4,2 млн.
Частичная компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих предоставление услуг (производство товаров) в социальной сфере деятельности  71 шт.  36 шт.  12 млн.  330 тыс.
Частичная компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации, затрат на реализацию проектов по созданию2 шт. дошкольных образовательных центров  1 шт.  0  0  0
Частичная компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма  2 шт.  0  0  0
Частичная компенсация затрат действующих инновационных компаний, осуществляющим деятельность более 1 года в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг)  33 шт.  19 шт.  56 млн.  2,9 млн.
Частичная компенсация затрат в виде грантов начинающим малым инновационным компаниям, действующим менее 1 года  3 шт.  2 шт.  260 тыс.  136 тыс.
 Итого:  228 шт.  86 шт.  203,76 млн. руб  2,37 млн. руб

 

Из таблицы можно видеть, что только 38 % от всех поданных заявок на субсидии малому и среднему бизнесу было удовлетворено. Среди основных причин отклонения заявок можно выделить следующее:

  • основная деятельность претендентов на получение государственной поддержки не соответствует приоритетным в Московской области направлениям;
  • размер среднемесячной заработной платы сотрудников претендента составляет менее трехкратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Подмосковья;
  • предоставленные заявки не соответствуют установленным действующим законодательством и конкурсной документацией характеристикам (неправильно составлен бизнес план, комплект предоставляемых документов является неполным и т.п.).

В общем и целом старт долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013-2016» можно считать успешным. По итогам 2013 года Министерство экономики Московской области оказало поддержку 87 субъектам малого и среднего предпринимательства Московской области, общая сумма выплаченных субсидий превысила 203 миллиона рублей. Однако если сопоставить объем выданных субсидий с объемом субсидий малому бизнесу, запланированных к выдаче в соответствии с программой, то становится очевидным, что средства осваиваются недостаточно активно.

 Вид субсидий Запланировано к выдаче по программе  Выдано субсидий  Процент выполнения плана 
Частичная компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства со среднесписочной численностью работников более 30 человек, затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров   250 млн.  110 млн.  44%
Частичная компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами промышленных парков, на уплату арендной платы за земельные участки (объекты недвижимости), расположенные на территории промышленных парков   65 млн.  0  0
Частичная компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, на технологическое присоединение к источнику электроснабжения энергопринимающих устройств 500 кВт – 1,5 МВт   15 млн.  0  0
Частичная компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с реализацией энергосберегающих мероприятий, включая затраты на приобретение и внедрение энергоэффективных технологий, оборудования и материалов   30 млн.  0  0
Частичная компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях   31 млн.  0  0
Частичная компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования   186 млн.  25,5 млн.  13,7%
Частичная компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих предоставление услуг (производство товаров) в социальной сфере деятельности   60 млн.  12 млн.  20%
Частичная компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации, затрат на реализацию проектов по созданию2 шт. дошкольных образовательных центров   80 млн.  0  0
Частичная компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма   9 млн.  0  0
Частичная компенсация затрат действующих инновационных компаний, осуществляющим деятельность более 1 года в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг)   80 млн.  56 млн.  70% 
Частичная компенсация затрат в виде грантов начинающим малым инновационным компаниям, действующим менее 1 года   7,5 млн.  260 тыс.  3,5%
  Итого:  813,5 млн. руб.  203,76 млн. руб.  25%

 

Более-менее освоенными можно считать только средства, запланированные на поддержку инновационных компаний, осуществляющих деятельность более 1 года. В то же время по 7 видам конкурсов субсидии малому предпринимательству не выдавались вовсе.

Помимо объективных причин, повлиявших на такие результаты, к которым можно отнести малочисленность потенциальных претендентов на определенные виды субсидий, проявился и целый набор субъективных факторов, обусловивших сложности в освоении выделенных на субсидирование средств.

К таковым факторам следует отнести: сжатые сроки на подачу заявок, усложненная процедура рассмотрения и оценки заявок, завышенные требования к претендентам, информированность предпринимателей о конкурсах.

Сжатые сроки на подачу заявок

В 2012 году, когда действовала еще старая программа поддержки предпринимательства, претенденты могли подавать заявки, как правило, с апреля по ноябрь текущего года. Таким образом, в распоряжении предпринимателей оказывалось более полугода, чтобы принять решение, подготовиться и принять участие в конкурсе.

В 2013 году заявки принимались только один месяц и, что еще более усложнило ситуацию, это был один из самых нерабочих месяцев в году – август. Учитывая инерцию распространения информации о конкурсах, а также достаточно трудоемкий процесс подготовки документов, естественно, что большое количество потенциальных претендентов просто не успело подать заявки. Одновременно с этим сжатые сроки подачи заявок также обусловили некорректную подготовку претендентами комплектов документов, и, как следствие,большое количество отказов в предоставлении поддержки.

Процедура рассмотрения и оценки заявок

Процедура рассмотрения и оценки заявок по новой программе усложнена по сравнению с процедурой, применяемой в 2009-2012гг. Старая процедура рассмотрения и оценки заявок предусматривала два этапа прохождения заявок:

  1. экспертиза заявки, выполняемая ГБУ МО «Московский областной фонд развития малого и среднего предпринимательства» и вынесение положительного/отрицательного заключения;
  2. рассмотрение заявок и принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии конкурсной комиссией Министерства экономики МО.

В новой процедуре появилось дополнительное звено – отраслевые рабочие группы Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве МО. К рабочим группам от областного фонда поддержки предпринимательства перешла функция оценки заявок и подготовки заключений. Наличие рабочих групп, формируемых в т.ч. из представителей общественных объединений предпринимателей, с одной стороны, позволяет повысить доверие к конкурсам, снизить коррупционные риски, а с другой стороны, серьезно затормаживает процесс рассмотрения заявок.

Завышенные требования к претендентам

В соответствии с установленными требованиями субъект малого и среднего предпринимательства Московской области может претендовать на государственную поддержку только в том случае, если размер среднемесячной заработной платы его сотрудников превышает трехкратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения Подмосковья. В настоящий момент величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в Московской области составляет 9218 рублей, т.е. среднемесячная заработная плата сотрудников претендента на государственную поддержку должна быть не менее 27654 рублей.

Не секрет, что именно в тех отраслях, которые названы программой приоритетными и на поддержку которых, в первую очередь, ориентированы программные мероприятия, средняя зарплата редко доходит до указанной суммы. Особенно это характерно для производства и социального предпринимательства. По экспертным оценкам специалистов ЦРП МО до 70 % потенциальных претендентов на субсидии из промышленных предприятий отсеиваются именно по этому критерию.

Информированность предпринимателей

Определяющуюроль в успешной реализации мероприятий, предусмотренных областной программой развития предпринимательства, играет информированность субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области о механизме работы программы, видах и размерах субсидий, порядка участия в конкурсах и т.п.

Информация о программе постоянно распространяется Министерством экономики, в т.ч. путем выездных мероприятий, а также всей обширной областной инфраструктурой поддержки предпринимательства (торгово-промышленные палаты, муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, частные некоммерческие фонды малого бизнеса и т.п.). Тем не менее, вызывает удивление, какое количество предпринимателей до сих пор не в курсе о том, что такая программа вообще существует.

Проведенный Центром развития предпринимательства Московской области в 2012-2013 гг. опрос среди предпринимательских кругов Подмосковья показал то, что более половины опрошенных предпринимателей вообще не знают о существовании программы, а подавляющее большинство тех, кто о ней что-то слышал, не знаком с подробностями ее реализации.

Проблема слабой информированности дополняется негативным восприятием программы среди предпринимателей, обусловленным сохраняющейся слабой прозрачностью процедуры прохождения заявок на конкурсе. Привлечение к оценке заявок рабочих групп мало повлияло на информационную открытость конкурсов на субсидирование, поскольку отсутствует какой-либо внятный информационный канал доведения до предпринимателей информации о ходе конкурса.

Учитывая это, представляется целесообразным усилить работу по распространению информации о программе в сети Интернет, как более активно развивая специализированный портал (www.pmp.mosreg.ru), так и используя иные информационные ресурсы, посвященные развитию предпринимательства в Московской области.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться