Подмосковный бизнес-калейдоскоп: Звенигородская вольница

10 апреля 2016

Продолжаем публикации о муниципалитетах Московской области. Сегодня в нашем бизнес-калейдоскопегородской округ Звенигород, который, с первого взгляда, должен быть образово-показательным с точки зрения развития предпринимательства. Но это только на первый взгляд…

Однажды (совсем недавно – теплым апрельским вечером 2016 года) министр потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников решил проверить, насколько скрупулезно исполняются в регионе федеральные и местные законы, касающиеся сектора его ответственности. Ровно в 23.00 сел он в автомобиль, да и поехал по магазинам, расположенным на территории одного из подмосковных муниципалитетов. С целью убедиться, что ни в одном из них не торгуют спиртными напитками в неположенное время. В первой же круглосуточной торговой точке, в которой Посаженников попросил продать ему водки, желание клиента исполнили мгновенно. Разумеется, добропорядочный чиновник тут же дал «три зеленых свистка» и дежурившие за дверью полицейские ворвались в магазин, чтобы повязать нехороших нарушителей. У которых, кстати, не оказалось лицензии на торговлю крепким алкоголем, зато нашлись в подсобке несколько ящиков водки, вина и шампанского.
Обеспечив победу законодательства над жаждой наживы, довольный министр отправился в другую круглосуточную торговую точку, расположенную неподалеку, где снова попросил водки. И надо ж такому было случиться, что и здесь продавцы оказались людьми исключительно душевными и понимающими. Высокопоставленному чиновнику регионального правительства снова не отказали в его маленьком, но вполне естественном капризе. 
Пришлось вызывать специально обученных людей и сюда. Лицензия на торговлю спиртным во втором магазине, правда, в наличии имелась. Но теперь о ней именно в прошедшем времени говорить и приходится, поскольку эта ценная бумага однозначно будет отобрана у владельца четырех магазинов, в одном из которых нарушили непопулярный в народе закон. Добро пожаловать в Звенигород, Владимир Владимирович! Город, в котором, как вы теперь знаете, алкоголем торгуют не только по ночам, но и без всяких лицензий.
Этот небольшой городок, с населением чуть более 20 000 человек, является одним из старейших населенных пунктов не только подмосковного региона. Некоторые исследователи утверждают, что спиртное (может быть, даже и по ночам) здесь пили еще за две тысячи лет до Рождества Христова. А вот с развитием малого и среднего бизнеса у местных жителей как-то исторически не сложилось. Издревле они больше оружием махали, чем торговали или инвестировали награбленное в походах добро в какое-нибудь производство. Правда, в XVII веке боярин Морозов попытался создать здесь новые рабочие места на железоделательных заводах, но тщетно. Не прижилась инициатива.
Особо крупных промышленных предприятий в этих краях нет до сих пор. Дымят потихоньку несколько хлебозаводов, да работает парочка типографий. И только-то.
Главный источник муниципального дохода – санатории и дома отдыха в экологически чистых окрестностях города. И еще туризм. Отсюда и структура малого и среднего бизнеса, нацеленного, преимущественно, на оказание услуг праздношатающимся отдыхающим. Розничная торговля, общепит, парикмахерские, гостиничное дело, здравоохранение, в меньшей степени – народные промыслы. Будем надеяться, что мощная волна развития внутреннего туризма, поднятая по всей стране еще в прошлом году, докатится до Звенигорода и накроет город и его окрестности, дав мощный импульс малому и среднему предпринимательству.
По состоянию на 2010-й год малых предприятий здесь насчитывалось порядка трех с половиной тысяч. Сколько их сегодня – неизвестно. Если в местной администрации об этом и знают, то посторонним не рассказывают. По крайней мере, на официальном сайте уже пять лет не пишут.
Да и вообще, отталкиваясь от полученной из официальных источников информации, можно сделать вывод, что развитию предпринимательства внимания в Звенигороде практически не уделяется. Целевых программ, посвященных малому и среднему бизнесу нет. А в общей программе социально-экономического развития городского округа о помощи малым предприятиям можно прочитать лишь разного рода «бла-бла-бла» про круглые столы, горячие линии и формирование положительного имиджа коммерсантов при помощи районной газеты. Даже привычную всем бизнесменам торгово-промышленную палату здесь попытались «замутить» только 6-го апреля текущего года. И то пока только теоретически. На уровне кухонных разговоров. Все достижения сводятся к строительству нескольких торговых центров и торгово-развлекательных комплексов за счет собственных средств инвесторов.
Все это, разумеется, не значит, что местная администрация в рабочее время только и делает, что бездействует. Но основное ее внимание, судя, опять же, по официальным сообщениям, приковано к социалке, работе с молодежью и развитию физической культуры. В Звенигороде, например, финансируются чемпионаты города по фехтованию и горным лыжам, чем может похвастаться далеко не каждый областной центр России. И это очень и очень здорово. Но к теме нашего исследования, посвященного изучению бизнес-климата в разных муниципалитетах Подмосковья, никакого отношения не имеет. Поэтому за развитие малого и среднего предпринимательства городской округ «Звенигород» получает от нас троечку с жирным-жирным минусом. Кроме, конечно, сегмента розничной торговли спиртными напитками в ночное время без лицензии. С этим в муниципалитете все, как выяснилось, в порядке.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться