Мораторий от лукавого

20 марта 2016

В конце прошлого года государство российское объявило о том, что намерено на целых три года ослабить докучливый контроль со стороны надзорных ведомств за действиями предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. По мнению авторов идеи, это могло бы серьезно помочь предпринимательскому сообществу с минимальными потерями пережить лихие кризисные времена, в очередной раз пришедшие на нашу многострадальную седьмую часть мировой суши. И с мнением этим трудно не согласиться. В последние годы проверяющие всех мастей и окрасов действительно повадились размножаться со скоростью австралийских кроликов, завидными темпами пожирающих едва-едва зазеленевшие посевы. Таким образом, государство как бы признало неэффективность тотального контроля за всем, что шевелится и как бы оказало малому бизнесу доверие. И вот прошло три месяца…

Спокойно дышать предпринимателям проверяющие до сих пор не позволяют. Может быть, все дело в неизбежных трудностях переходного периода. Не исключено, что это просто исполнители на местах не прониклись актуальностью момента и от излишнего рвения извращают «генеральную линию партии». Однако, как бы ни хотелось поверить во все это, по здравому размышлению приходится констатировать, что нижние этажи властной вертикали если и вносят свою лепту в саботаж президентских поручений и правительственных постановлений, то не такую уж и значительную. Основная проблема заключается в том, что закон о трехлетнем моратории на проверки малого бизнеса получился, в изрядной степени, декларативным. А, может быть, именно таким и задумывался.
Во-первых, из-под действия моратория априори вывели солидную группу предпринимателей, работающих в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере. Во-вторых, разработчики закона изначально не предполагали распространять его действие на те предприятия и организации, которые в течение последних трех лет были уличены в каких-либо нарушениях. А таковых на Руси-матушке – вагон и маленькая тележка. Причем, очень часто административные проступки совершаются предпринимателями не по злому умыслу, а по причине элементарной правовой безграмотности. И к серьезным негативным последствиям приводят далеко не всегда. Частенько вообще ни к каким не приводят. Однако клеймо нарушителя, застуканного бдительным надзорным органом рядом с неубранным сугробом или на месте, где должен был быть огнетушитель, остается на лбу бизнесмена долгое время.
Но как ни казуистичны по-иезуитски два вышеназванных приема борьбы с мораторием на проверки бизнеса, главным «булыжником надзорного пролетариата» остается третья законодательная загогулина. Законом предусматривается мораторий только на проведение плановых неналоговых проверок. Что же касается внеплановых, то здесь у контролирующих органов полностью развязаны руки. И наиболее творчески мыслящие службы с удовольствием этим пользуются. 
К примеру, проверки законности торговли цветами накануне 8-го Марта подмосковное управление Госадмтехнадзора проводило ежегодно. И, наверняка, включало их в план. В текущем году оно сделало то же самое, но вне плана. Спонтанно, так сказать, разработало и провернуло операцию «Аленький цветочек». Результат получился тот же самый, а мороки куда меньше из-за отсутствия необходимости сочинять и согласовывать ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные планы работы, вкупе с тоннами сопутствующей макулатуры.
Несколько дней назад весьма показательная статистика была опубликована на сайте РБК. Приведенные там цифры показывают, что внеплановые проверки на протяжении ряда лет вытесняют из обихода плановые формы контроля, последовательно превращаясь в общероссийский надзорный тренд. РБК ссылается на данные отечественного Минэкономразвития, которые гласят, что уже в 2013 году доля внеплановых проверок в общем потоке надзорных мероприятий составляла 49%. Через год она выросла до 56%. В прошлом году контролирующие структуры осуществили 824 тысячи плановых проверок и 1 миллион 180 тысяч раз посетили предприятия малого и среднего бизнеса вне графика. Это без учета проверок на муниципальном уровне. Остается только удивляться, каким образом предприниматели сумели выкроить время для занятий своей непосредственной деятельностью.
Не так давно из Тюменской области сообщили о совершенно анекдотичном случае. В небольшой сельский продуктовый магазинчик вне плана нагрянула с проверкой комиссия аж из 14 человек, в составе которой был эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений. Нашел ли он там столь хитромудрые нарушения – неизвестно, но гонорар за участие в мероприятии наверняка получил не меньший, чем все остальные специалисты.
Утверждать, что государственный контроль за малым и средним бизнесом не нужен, было бы глупо. Все прекрасно понимают, что «кто-то кое-где у нас порой» к действующему законодательству относится, мягко выражаясь, без пиетета, а к потребителям, как к «ушастым фраерам». Но все-таки 102 вида надзора, существующих сегодня в России, откровенно пахнут перебором. 
Если вся эта «лихая сотня» продолжит внеплановый отлов нарушителей правил капиталистического общежития в том же темпе, то очень скоро и мораторий вводить будет не для кого. Безгрешными и неоштрафованными останутся разве что зайцы в лесу. Да и то – не факт.

Комментарии

Власов Андрей Николаевич
21 марта 2016, 13:11
Все потуги верхних эшелонов власти навести мало-мальский порядок с проверками обречены на провал. Каждая проверка, это кусок масла на хлеб проверяющим. И они плевали на указы президента, законы (294ФЗ) и прокуратуру. Государство проигрывает в борьбе с коррупцией региональным и муниципальным проверяющим органам. Это факт. Карманные депутаты занимаются лишь тем, что всё более ужесточают размеры выплат по административным правонарушениям выявленным в ходе проведения проверок. Речь идёт о сотнях тысяч рублей! Естественно руководителям предприятий проще и дешевле дать на лапу чиновнику, чем платить разорительные штрафы. Что же получается. При каждом региональном ведомстве создана своя "зондер команда", которую не профессиональные депутаты наделили административными функциями. При всё при этом, в основной своей массе эти "зондер команды" дублируют функции федеральных ведомств! Но они управляемы и удушат любой бизнес неугодный чиновникам.
Президент показывает в этом направлении своё бессилие перед чиновничьим аппаратом. Депутаты (особенно регионального уровня), в силу своего не профессионализма послушно поднимают руки, не понимая последствий того, что они делают.
У государства отсутствует политическая воля ввести ПЕРСОНАЛЬНУЮ ФИНАНСОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого чиновника за нарушение закона № 294 ФЗ.
bg_avatar

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться