Микрофинансы в зоне риска

03 марта 2017

В то время, когда крупные банки продолжают сворачивать программы по выдаче кредитов малому и среднему бизнесу, микрофинансовые организации наоборот выходят на первый план. И зачастую остаются единственным «спасательным кругом» для предпринимателей в их желании во что бы то ни стало удержаться на плаву и сохранить бизнес. Некоторые рискуют, и им удается сохранить и даже расширить свой небольшой бизнес, другие - с недоверием слушают речи представителя компании, оценивая собственные риски, предпочитают оставить все на своих местах.

На прошедшем 3 марта круглом столе, за которым собрались ведущие эксперты в сфере микрофинансирования, Рейтинговое агентство RAEX представило вниманию собравшихся исследование «Микрофинансовые организации России по итогам 2016 года». Главный вывод – прирост микрофинансового рынка есть, пусть небольшой – по итогам прошлого года портфель микрозаймов вырос всего 7%, - но специалисты и данный мизер оценивают, как положительную динамику и наметившуюся тенденцию к росту. Объем прироста в цифрах составил 71 млрд рублей. Самым популярным займом, по признанию руководителей микрофинансовых организаций были и остаются микрозамы «деньги до зарплаты». То есть деньги для физических лиц. При этом наибольшую популярность набирают онлайн-займы. Их доля в общем объеме данного вида займа – 45%. Факт печальный и, говорящий сам за себя, - кризис в стране не закончен, зарплаты, несмотря на заверения чиновников всех рангов, не растут, а инфляция наоборот, идет вверх, опережающими темпами, и люди элементарно не сводят «концы с концами».

Предпринимательские займы – по популярности на втором месте. Связано это скорее с неохотным кредитованием данной категории крупными банками. «Невозможно кредитовать сегмент экономики, которого нет», - именно такое высказывание представителей крупных банков передал собравшимся, не называя имен и фамилий, модератор круглого стола председатель совета директоров группы компаний Adela Financial Retail Group Евгений Бернштам. А по оценке микрофинансового центра, половина малых предпринимателей остро нуждаются в дополнительных финансовых средствах. Единственным тормозом в более эффективном взаимодействии с МСБ является - финансовая безграмотность последних. Зачастую, начинающие бизнесмены не в состоянии представить толковый бизнес-план или простую отчетность о продажах. Самый большой вклад в увеличение доходности микрофинансового портфеля внесли, так называемые, «банковские» микрофинансовые организации. Их доля в общем доходе составляет 22%. Объяснение этому вполне простое, к банкам со стороны бизнесменов больше доверия, чем к непонятным, по мнению заемщика, организациям, чьи витрины пестрят настораживающими надписями «деньги за пять минут» или «заходи за деньгами». Эта цифра становится еще более внушительной, если вспомнить, что напрямую банки не выдают предпринимателям микрозаймы, слишком много мороки при мизерной отдаче. Ни один уважающий себя банк, не выдаст займ без обеспечения, подтверждения платёжеспособности или на худой конец положительной кредитной истории. Но сама-то система микрозаймов в начале своего пути была направленно именно на беднейшую часть населения планеты, дабы вовлечь их в финансовый водоворот, предоставив им новые возможности хоть как-то выбиться из нищеты. Именно поэтому, микрозаймы выдаются без залога, без поручителей и даже безработным или предпринимателям, выходящим на рынок с новой старт-ап идеей. Безусловно, банки, на такое не пойдут. Иными словами, участвовать напрямую в выдаче микрофинансовых займов банкам невыгодно. А вот расширить линейку поддержки для малого бизнеса при помощи микрофинансирования, к примеру, лизинговой программе или программе микрокредитования, волне оправдано. И это - популярный продукт среди малых предпринимателей.

На чем сегодня сосредоточены компании по микрофинансированию? Главная задача, по заявлению Алексея Басенко, главы микрофинансовой организации «СимплФинанс», это борьба с «серым» рынком и выдавливание с него мошенников. Раз столкнувшись с подобной компанией, предприниматель или простой заемщик навсегда готов отнести все микрофинансовые организации, в том числе и добросовестные, к разряду «мироедов». Самым распространенным сегментом, в котором работают компании, состоящие вне законодательно поля, – это, конечно, займы в PDL или займы до зарплаты. Антон Личагин, глава компании «Лига денег» считает, что после ухода с рынка серых компаний, в российском реестре МФО будет числится около полутора тысяч компаний, помимо этого резко возрастет число компаний, «ушедших» за рубеж. Ну и, конечно, нехватка денег, сворачивание легкого доступа микрофинансовых организаций к деньгам всевозможных фондов поддержки, тоже преобразили лицо микрофининсового рынка страны. Для удержания темпов развития данному сегменту требуется вложений в 2017 году примерно в 12 млрд рублей. Именно поэтому тенденция 2016 года плавно перекочует в год 2017: многие компании, не имеющие прочной финансовой базы, будут вынуждены покинуть рынок. Как итог, статус микрофинансовой организации в течении нынешнего года получит лишь около 100 компаний.

 Обсудить на форуме для предпринимателей>>

Другие новости малого и среднего бизнеса>>

 

 

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться