«Малыши» стремятся в сети

24 марта 2017

Однако монополисты-производители продукции массового спроса не охотно теснятся на прилавках крупных сетевых магазинов.

Казалось бы, сегодня все министерства, ведомства, антимонопольная служба и правительство в унисон твердят о своем стремлении помочь и спасти малый бизнес. Чиновники изо дня в день повторяют, что необходимо дать предпринимателю поле для сбыта произведенной продукции, в противном случае, главный налогоплательщик страны - мощный и развитый малый и средний бизнес, так и останется в планах и проектных цифрах. В стремлении помочь бизнесу пробиться на прилавки крупных магазинов пишутся новые законы и программы, создаются союзы и комиссии, однако, не весь ритейл разделяет ценности экономических веяний времени, а предприниматели, похоже не особо верят в положительный исход этих усилий.

Совсем недавно, 1 января 2017 года, вступили в действие поправки к ФЗ О торговле, провозглашающие новые, еще более жесткие, антимонопольные требования, поддержку здоровой конкуренции и предоставление всем без исключения равных прав в доступе к конечному потребителю. В стремлении помочь малому бизнесу укорениться на национальном рынке был снижен размер совокупного вознаграждения с 10% до 5% без учета НДС и акциза для подакцизных товаров, выплачиваемого торговой сети за приобретение у поставщика товара. До поправки вознаграждение рассчитывалось с учетом НДС. Многие предприниматели, особенно производители алкогольной продукции, сочли поправку существенным подспорьем. За каких-то два с небольшим месяца ведомство ФАС выявило признаки нарушения данной поправки: формально торговые сети заключают правильные договоры с поставщиками, все как требует законодательство. А вот дальше, зачастую, следует заключение договора с иной подконтрольной организацией, что приводит к увеличению суммы выплаты для поставщиков свыше установленных законом 5%. К примеру, выявлены факты установления бонуса за приобретение социально значимых продовольственных товаров из Перечня таковых, за приобретение определенного минимума которых не допускается выплата никакого вознаграждения. Также при проверках ФАС некоторых торговых сетей установлено, что с некоторыми поставщиками, с размером выплат в 5%, сеть заключает и договоры на оказание предпринимателем маркетинговых услуг, а зачастую доходит до комичного. Ритейлер требует от предпринимателя провести аудит и предоставить данные о благонадежности своей компании. Аудит проводится, конечно, за деньги компании-поставщика. Отказ – прямой повод для не заключения договора поставки.

Идем далее. Многие сети попусту не заводят электронные ресурсы, дабы не раскрывать информацию об условиях отбора контрагента и заключения договоров. В Законе о торговле, к сожалению, отсутствует четкая регламентации содержания, состава информации об условиях отбора контрагента для заключения договора, такого стандарта просто не существует. Вот это и дает широкое поле для деятельности недобросовестных сетевиков и различного рода картельных сговоров. Даже, если предпринимателю удается пробиться в соискатели, то он получает такие требования к объему и оформлению продукции, что, становится очевидно, подобные расходы ему не потянуть. Вместе с тем, последние антимонопольные проверки выявили и нарушения, которые сопоставимы с ценовой дискриминацией: крупные торговые сети в разы подняли штрафы за нарушение условий поставки, кроме того, всяческими вымышленными правилами они вынуждают предпринимателя поставлять продукцию в федеральные сети по ценам отличающимся от цены на аналогичную продукцию в регионы. Здесь все просто: закупочная цена федеральных торговых сетей ниже, чем в регионах, что дает сетивикам колоссальные возможности навязывать предприятиям более выгодные для себя условия. Новые поправки снижают и ранее предусмотренные Законом о торговле сроки оплаты поставляемых продовольственных товаров, а также расширяют перечень недопустимых требований, как-то оплатить полностью стоимость просроченной продукции.Новая редакция внесла и поправки в КоАП: отныне за препятствие доступа производителя на полки сетевых магазинов можно получить до года привлечения к административной ответственности, до этого этот срок был равен 2 месяцам.

Что мы имеем в итоге, как сказал известный герой одной популярной детской сказки: «Пациент скорее мертв, чем жив». И все усилия государства пока тщетны, оживить «пациента» не удается. Импортозамещение, тотальная бюрократия, пустые лозунги – явно не идут на пользу здоровья нашего производителя. Проигрывает и главный персонаж этой драмы – потребитель, поскольку, чтобы купить качественны товар в магазине, нужно быть уверенным, что в стране высокая и честная конкуренция.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться