Малый бизнес в 2018 году: розничная торговля

09 сентября 2018

Российская экономика в 2018 году оказалась в настоящей «зоне турбулентности». С одной стороны, вроде бы есть все предпосылки для ее роста, например, казалось бы, укрепляется «нефтегазовый» фундамент, на котором зиждется экономическое благополучие России: с пугающей автомобилистов методичностью растут мировые цены на углеводороды (а значит, и стоимость топлива на автозаправках). С другой стороны, вопреки сложившейся традиции, рубль слабеет на глазах, платежеспособность населения падает, а его «закредитованность» в рублях достигла триллионных высот. Естественно, что малый бизнес как наиболее чувствительный к экономической нестабильности сегмент предпринимательства такое положение дел не может не волновать. Мы начинаем серию публикаций о настроениях малого бизнеса в первом полугодии этого года и его ожиданиях и надеждах на позитивные изменения в третьем квартале 2018 года с использованием материалов исследования-мониторинга делового климата на предприятиях малого бизнеса Центра коньюктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на базе ежеквартальных опросов Росстата свыше 9,5 тысячи топ-менеджеров и специалистов малых предприятий в более чем 80 субъектах РФ, а также актуальных данных по Московской области. В сегодняшней публикации рассказывается о ситуации на малых предприятиях розничной торговли.

В Подмосковье розничная торговля (как и оптовая) интенсивно развивается, в эту сферу направляются значительные инвестиции. По обороту розничной торговли регион идет на втором месте в РФ, уступая только столичному мегаполису. Только продовольственных магазинов (и это без учета нестационарных объектов торговли) в Московской области более 18 тысяч. Четвертая часть поступлений в ВРП Московской области приходится на долю оптовой и розничной торговли. Более четверти составляет доля малых торгующих организаций в региональном обороте розничной торговли

А ведь малый бизнес активно торгует и на рынках Подмосковья. С начала этого года в регионе открылось 8 новых розничных рынков. В настоящее время на территории Московской области функционируют более 170 объектов рыночной торговли, при этом еще 110 рынков реставрируются. С начала 2017 года общий объем инвестиций в модернизацию существующих и создание новых рынков достигла 535 млн руб.

Несмотря на некоторые неблагоприятные факторы (низкий уровень платежеспособного спроса, высокая налоговая нагрузка, увеличение издержек), в целом малый розничный бизнес в первом полугодии 2018 года работал с позитивным настроением. Данные исследования-мониторинга ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и Росстата по результатам опросов руководителей и специалистов порядка 3 тысяч малых предприятий розничной торговли в 82 регионах РФ показывают, что более чем на 16% выросла доля малых организаций торговли, в которых зафиксировано увеличение спроса и рост товарооборота. 

В первом квартале в работе малых предприятий торговли наблюдалась небольшая «просадка», но второй квартал дал повод для оптимизма. Хотя, возможно, такой рост в некоторой степени связан с проведением в России ЧМ по футболу с 14 июня по 15 июля. Московской области в приеме гостей и участников мундиаля отводилась одна из ключевых ролей, естественно, и уровень оборота розничной торговли в июне и июле здесь был высоким. 

Вот так выглядит оценка показателей работы малых предприятий розничной торговли РФ, по данным исследования ЦКИ НИУ ВШЭ, в динамике:

 

Еще более показателен рост в 2018 году индикатора коньюктуры малого бизнеса в розничной торговле: 

  

Сказался на деловом климате на малых предприятиях розничной торговли и рост потребительского кредитования в этом году, поддержавший население в удовлетворении отложенного в 2017 году спроса. Во всяком случае, индикатор бизнес-потенциала «малой торговли» в первом полугодии 2018 года также показал рост позитивных настроений предпринимателей:   

И в заключение – о негативной тенденции, наметившейся в середине 2018 года. Малый бизнес в розничной торговле постепенно уходит от сдерживания цен, которое наблюдалось в прошлом году. Прогнозы, которые дают руководители малых предприятий торговли, говорят о том, что замедление инфляции сменится возобновлением повышения цен на реализуемые товары. Что же, их можно понять – для этого достаточно посмотреть на валютный курс рубля и его падающую реальную покупательную способность.

Обсудить на форуме для предпринимателей

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться