Малый бизнес на пороге Нового делового года

07 января 2016

2015 год стал одним из самых сложных за всю историю малого бизнеса России. Внешнеполитические передряги выдались настолько суровыми, что даже сырьевым монстрам либеральной отечественной экономики пришлось вертеться, как ужам на сковородках, чтобы удержать производство на плаву. А скачки курса национальной валюты добавили бизнес-процессу такого неповторимого аромата, что теперь «проветривать» его придется не один год. Но худа без добра, как известно, не бывает. Для того у нас в России гром и гремит, чтоб мужики периодически крестились. А потом продолжали движение к намеченной цели. Тема настоящей публикации – малый бизнес в преддверии наступающего Нового делового года.

Любопытное исследование на тему ближайших перспектив отечественного предпринимательства провели в нынешнем декабре специалисты «Альфа-банка». В ходе проекта под названием «Пульс малого бизнеса» они пообщались с несколькими сотнями своих клиентов из 64 городов России, узнали их настроение, поинтересовались видением будущего. И пришли к выводу, что ситуация в стране складывается неприятная, но отнюдь не смертельная.
В целом, позитивные настроение у российских предпринимателей за последние полгода снизилось, по данным «Альфа-банка», где-то раза в полтора. Почти все они знакомы с данными Росстата, который утверждает, что 93 процента россиян в 2015 году стали жить экономнее. То есть покупали заметно меньше одежды и обуви, бытовой техники и электроники, автомобилей, прибамбасов для них и прочих «архитектурных излишеств». И если еще в июле текущего года большинство предпринимателей, поверив словам экономического министра, считали пик кризиса пройденным и строили на второе полугодие относительно радужные планы, то в декабре почти все сменили свой патриотический оптимизм на суровый реализм. В декабре, порядка 65 процентов опрошенных заявили о том, что в 2016 году не ждут особых перемен к лучшему и искренне считают, что покупательская способность населения продолжит движение в сторону плинтуса. Около 25 процентов респондентов уверены, что кризис – «фигня». Меньше слушайте плакс-«экспертов» и все останется как есть. А 6 процентов и вовсе прогнозируют улучшение ситуации.
Но, что интересно, при всем доминирующем пессимизме ни один из участников акции не сказал, что в ближайший же обеденный перерыв собирается бежать в соседний супермаркет покупать по старым ценам простыню, чтобы, завернувшись в нее, медленно ползти на кладбище сразу после празднования Нового Года. Это у наших американских партнеров чуть что, так сразу «мы все умрем». Российский малый бизнес, как выяснилось, готов принять бой. Тем более, что для выхода из кризиса с наименьшими потерями, а то и вообще без них, никаких велосипедов ему изобретать не нужно. Необходимые алгоритмы действия давно придуманы и нужно только следовать им.
Примерно 55 процентов владельцев и руководителей компаний малого бизнеса в 2016 году намерены заняться поиском новых рынков сбыта и клиентов. Этот путь развития экономики, называемый «экстенсивным», хорошо известен еще со времен Карла Маркса. Точно так же, как и механизмы его практического применения. Около 49 процентов опрошенных говорят о необходимости увеличения прибыльности бизнеса. Здесь экономических инструментов тоже с избытком – от подзабытого за постсоветские годы повышения производительности труда до банального энергоаудита.
Порядка 36 процентов респондентов «Альфа-банка» видят большой смысл в снижении производственных издержек. В первую очередь, за счет автоматизации труда и внедрения новых технологий. Да, в конце концов, и скрепки для бухгалтерии можно покупать обычные, а не нано. Такое же количество предпринимателей собирается осваивать новые сегменты рынка. То есть, проводить ту самую диверсификацию, которую экономический блок российского правительства уже с десяток лет лавирует-лавирует, да никак не вылавирует. Ну и 33 процента намерены поменять старые логистические схемы на новые, более эффективные. И, в их рамках, налаживать взаимовыгодные отношения с новыми покупателями и поставщиками.
Помимо всего этого, подавляющее большинство малых компаний стало уделять повышенное внимание лояльности клиентов, постоянно предлагая им новые товары и услуги, а также разнообразные коммерческие бонусы. А еще, более 60 процентов малых российских предприятий наконец-то осознали преимущества сотрудничества с профессионалами и, перестав за копейки нанимать себе сотрудников на ближайшей автобусной остановке, стали серьезно вкладываться в обучение персонала.
Ну, и самое главное. На пике кризиса многие отечественные предприниматели серьезно скорректировали, если не сказать пересмотрели, поставленные перед своими фирмами цели. Около 42 процентов респондентов рассказали, что повысить качество товаров и услуг для них сегодня важнее, чем просто заработать на возможность «жрать в три пуза и пить в три глотки». Порядка 41 процента искренне считают своей главной целью не выживание, а расширение производства. И очень показателен тот факт, что более половины опрошенных абсолютно точно знают: именно в их фирме дела уже сегодня обстоят несколько лучше, чем по стране в целом. А значит, именно у них есть отличные шансы выйти победителем из нелегкой схватки с кризисом. Назло врагам, на радость маме.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться