Малые предприятия розничной торговли: быть или не быть

10 июня 2017

Ситуация, в которой оказался малый и средний бизнес, работающий в сфере розничной торговой деятельности, становится все более острой в связи с, казалось бы, тотальным наступлением ритейлерских сетей. Но, может быть, не всё так плохо, как кажется? Попробуем ответить на этот вопрос в рамках очередной публикации на нашем сайте для предпринимателей, взяв за базу результаты опросов нескольких тысяч руководителей малых предприятий розничной торговли, которые проводятся регулярно (раз в квартал) Росстатом.

Уже хорошо знакомые нашим читателям специалисты Института статистических исследований и экономики знаний авторитетного НИУ «Высшая школа экономики» обобщили данные этих опросов, представив анализ делового климата в «малой торговле» в первом квартале этого года и тех ожиданий, с которыми предприниматели работают в его первом полугодии. Всего было опрошено 3 тысячи респондентов, охват исследования – 82 региона Российской Федерации. Естественно, что среди них – и руководители малых торговых предприятий Московской области, где в смягчении «торгового противостояния» малого бизнеса и ритейлеров и создании более или менее равных условий для всех субъектов бизнеса на потребительском рынке значительную позитивную роль играют региональные власти.
Исследование показало, что начало этого года бизнес провел в состоянии рецессии. Основная масса опрошенных предпринимателей оценивали деловую конъюнктуру далеко не позитивно, в то же время, судя по выявленной положительной коррекции динамики объема продаж, товарооборота, ассортимента, объема заказов и других важных показателей, характеризующих процесс торговли, ситуация в малой рознице смягчилась, например, по сравнению с прошлым годом. Эксперты зафиксировали рост положительных тенденций и, пусть и небольшой, но подъем оптимистических настроений среди предпринимателей (см. интегральные данные ниже).

Image Hosted by PiXS.ruImage Hosted by PiXS.ruImage Hosted by PiXS.ru

Исследователи Высшей школы экономики сделали из проведенного анализа вывод, который вселяет надежду, но с нотками пессимизма. Если перевести его с «экономического языка» на нормальный русский, звучит он примерно так: деловая активность сейчас на подъеме, но, несмотря на некоторые положительные тенденции в малой розничной торговле, существует ряд факторов, которые по-прежнему оказывают негативное воздействие на «краткосрочные позитивные всплески деловой активности». При этом наиболее опасны для развития «малой торговли» падение покупательского спроса и, как следствие, вынужденное сдерживание роста цен, частое проведение распродаж, предоставление чрезмерных скидок – словом, участие в непродуктивном соревновании с другими торгующими организациями. И здесь, конечно, преимущество за крупными игроками рынка – ритейлерскими сетями. 
В Московской области, понимая сложность проблемы, не только проводят большую работу для «мирного сосуществования» ритейлеров и подмосковного малого бизнеса в сфере торговли, но и создают альтернативные возможности для реализации продукции местных производителей (развитие ярмарочной торговли, сети фирменных магазинов «Подмосковный фермер» и др.). Однако, реальность вносит свои коррективы. 
Например, достаточно спорным кажется решение о переходе на онлайн контрольно-кассовые аппараты значительной части малого и среднего бизнеса уже с 1 июля этого года. Естественно, что его реализация не увеличит «индекс предпринимательской уверенности». Хотелось бы, чтобы и на федеральном уровне усилия регионов по сохранению и развитию малой розничной торговли получали соответствующую поддержку.

Обсудить на форуме для предпрнинимателей >>

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться