Как правильно продать бизнес

17 апреля 2016

На портале Центра развития предпринимательства Московской области большой популярностью пользуется база инвестиционных предложений, включающая в себя разделы с объявлениями о продаже и покупке бизнеса, а также предложения об участии в инвестпроектах в Подмосковье. Да, продажа бизнеса – это один из стандартных этапов предпринимательской деятельности. Как же владельцу бизнеса грамотно продать его с максимальным эффектом? Ответу на этот вопрос и посвящена настоящая публикация.

Смена собственника предприятия или организации стала в наше время делом обыденным. Даже до граждан, никогда не занимавшихся предпринимательством и не заключавших сделок ни с кем, кроме собственной совести, периодически доходит информация о том, что такая-то нефтяная компания купила какую-то энергетическую, «газовый гигант» приобрел футбольный клуб, а металлургический комбинат перешел из рук одного олигарха в собственность жены другого. Механизмы всех этих действий по продаже и покупке активов, пассивов и всего, что выставляется на продажу, давно отработаны на практике и хорошо известны специально обученным людям из числа юристов, экономистов и прочих ударников офисного труда. Поэтому непреодолимых затруднений при заключении сделок чаще всего не случается.
Но это у крупных компаний. Не просто располагающих штатом квалифицированных специалистов на любой вкус и цвет, но и способных, в случае необходимости, оплатить услуги привлеченного со стороны профессионала узкого профиля. А что делать индивидуальному предпринимателю или владельцу малого предприятия, решившему продать свой бизнес? С чего начать? Куда идти? Кому предлагать? Сколько просить? И еще пара миллионов вопросов, ответы на которые человеку требуется найти. Зачастую в условиях ограниченного времени.
Опытные предприниматели, которые в свое время уже сталкивались с этой проблемой и сумели, обойдя все подводные камни, завершить процесс с выгодой для себя, советуют начать с принятия окончательного и безоговорочного решения о продаже бизнеса. Понятное дело, жалко. Ясен пень, что с каждым винтиком и шпунтиком, с каждой сломанной табуреткой и погнутой канцелярской скрепкой предпринимателя связывают теплые воспоминания. Но ради достижения успеха их требуется отринуть и отнестись к расставанию с тем, что создавал годами, как к очередной бизнес-операции. То есть, составить план действий и, отбросив эмоции, следовать ему.
Разумеется, первым делом следует заняться поиском покупателя. В наши дни особых проблем с этим нет. Продавец готового бизнеса открывает Интернет, заходит на портал Центра развития предпринимательства Московской области, наводит курсор на раздел «База инвестиционных предложений», жмет левую кнопку мыши и попадает в настоящий магазин-биржу бизнесов и инвестпроектов. Здесь можно не просто разместить объявление о продаже своего предприятия, но, заодно посмотреть на количество аналогичных предложений и определиться со средней ценой своей фирмы. Вероятность того, что заинтересованные люди быстро откликнутся и сразу же сделают коммерчески выгодное предложение, от которого невозможно отказаться, имеется. Более того, она не так уж и мала. Но, как показывает практика, успокоиться на этом и ждать у моря погоды – не лучший вариант. Размещение объявления лучше всего подкрепить активными действиями. Зачастую интерес к выставленному на продажу бизнесу проявляют партнеры, в том числе из числа поставщиков и клиентов, или даже конкуренты. Бывает, что предприятие готов выкупить кто-то из его действующих сотрудников. Со всеми потенциальными покупателями стоит прощупать почву и, почувствовав положительную реакцию, вступить в переговоры.
После этого нужно определиться с ценой, которую Вы хотите получить за свой проект. Просто пробежаться по сайтам и поглазеть на средние цены по Вашей позиции – полезно, но недостаточно. Понятно же, что, к примеру, парикмахерская в лесу, парикмахерская в самом центре города в окружении восьми других парикмахерских и одна-единственная парикмахерская на спальный район – это три разных парикмахерских. И стоят они по-разному. 
Для того, чтобы назвать цену достойную, но не запредельную, Вам придется изрядно поработать и заставить хорошо потрудиться своего бухгалтера. Полный порядок в финансовых документах, документальное подтверждение отсутствия любого рода задолженностей и непогашенных кредитов, а также позитивные налоговые отчеты хорошо отразятся на привлекательности Вашего предложения.
Опытные люди утверждают также, что не стоит бросать заниматься делами сразу же после того, как было принято решение о продаже бизнеса. Неплохо бы провести косметический ремонт в помещении. Но куда важнее составить перспективный бизнес-план развития фирмы и ненавязчиво ознакомить с ним потенциального покупателя. Следует понимать, что возможный объем доходов интересует его гораздо больше, чем вид из окна директорского кабинета. А потому стоит доказать ему инвестиционную привлекательность Вашего бизнеса и, одновременно убедительно объяснить, почему Вы решили расстаться с таким доходным делом. Разумеется, контрагент обязательно попытается поискать «засаду». Стоит облегчить ему эту задачу.
И еще один важный момент, касающийся формы собственности предлагаемого к продаже предприятия. В настоящее время наиболее популярными являются два алгоритма заключения сделки. Первый – продажа имущества от лица ИП, которое предварительно нужно перевести на УСН. В этом случае продавец будет платить не 13% НДФЛ, как если бы он совершил сделку в ранге физического лица, а процент, предусмотренный «упрощенкой». Второй – реорганизация предприятия в ООО с перезаключением всех договоров на новое юрлицо. При использовании этой модели можно продать 100% уставного капитала, что несколько проще технически, поскольку данный процесс хорошо обкатан на практике и каждый задействованный в нем участник досконально знает свой маневр. Налог в данном случае составит все те же 13%, но общая сумма вырученного бывает выше при продаже имущественного комплекса целиком, а не распродаже его по частям.
Проделали необходимую подготовительную работу? Добро пожаловать на наш портал для предпринимателей, где каждый представитель бизнеса может найти или разместить полезную деловую информацию в базе инвестиционных предложений.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться