Инвалиды в поисках выхода

17 августа 2016

К сожалению, то, каким в прошлом столетии, лет -дцать назад, представляли XXI век, оказалось далеко лежащим от действительности. Прежде всего, в сфере экономики, промышленности, сельского хозяйства, и, конечно, потребления. Мечта о «светлом капиталистическом будущем» так пока и не воплотилась в жизнь. И если уж люди, пышущие здоровьем, не без труда справляются с различными обстоятельствами и преградами, то что говорить о людях с ограниченными возможностями? А ведь они хотят полноценно жить и трудиться, внося свой посильный вклад в развитие страны. Насколько стимулирован бизнес для того, чтобы инвалид мог трудоустроиться на частном предприятии и реализовать там свой потенциал? Попробуем ответить на этот вопрос в рамках настоящей публикации.

Одной из основных трудностей для человека с ограниченными возможностями – сложности с нормальным трудоустройством. По данным Пенсионного фонда РФ, год назад в России числилось чуть менее 12,5 миллиона граждан, которые официально были признаны инвалидами, примерно в 3 раза больше людей имели на тот момент статус «маломобильных граждан». При этом в Минтруда Российской Федерации утверждают, что найти приличную работу смогли менее 2 процентов всех этих людей. Наверное, на эти цифры можно посмотреть скептически, ибо многие граждане с ограниченными возможностями зарабатывают себе на жизнь, так сказать, неофициально и в списках минтруда и налоговых служб не значатся. Тем не менее, проблема от этого никуда не исчезает. Здоровые россияне, и те с большим трудом отвоевывают жизненное пространство у армии гастарбайтеров, а люди с ограниченными возможностями и вовсе проигрывают битву за рабочие места, причем, без вариантов.
Нельзя сказать, что государственные мужи проблему игнорируют. Отнюдь. Они даже предпринимают попытки как-то ее решить. В России действует достаточное количество специальных законов, которые, казалось бы, отчасти уравнивают инвалидов в трудовых правах со всеми остальными претендентами на вакансии. Однако на практике результат всей этой бумажной заботы постоянно скатывается к уровню плинтуса. В первую очередь, потому, что ответственные за работу с инвалидами сотрудники профильных министерств с упорством, достойным другого применения, используют для решения этой проблемы одни и те же подходы, которые давным-давно доказали, что они совсем неэффективны.
В роли главного инструмента для изъятия злополучного вопроса из повестки дня выступает механизм выделения субсидий. В отечественном правительстве решили, что если поделиться с предпринимателями, особенно из сегмента малого и среднего бизнеса, небольшим количеством денег, то те возьмутся делать за министров всю работу. А авторам идеи останется лишь отчитаться и, с полным на то правом, взять с полки заслуженный пирожок. Как показала жизнь, это все равно, что лечить мозоли никотином. Субсидии так толком и не заработали. В первую очередь, потому, что средств бизнесу предложили недостаточно и создавать на них полноценные рабочие места для инвалидов, оборудованные в соответствии с установленными нормативами, невозможно. Они получились бы «брильянтовыми». А ведь закон требует, чтобы оборудование на этих местах было адаптировано к нуждам людей с ограниченными возможностями, причем рабочие спецместа должны быть обеспечены техприспособлениями с учетом возможностей потенциальных работников-инвалидов. Такую адаптацию произвести по силам разве только бизнесу, который официально именуют «крупным». И расходы на нее производятся, чаще всего, в целях поднятия имиджа.
Не принесли особых дивидендов и налоговые преференции для предприятий, которыми владеют инвалидные общества. Выгода получилась копеечная. Даже перечисления из бюджета на затраты по созданию оборудованных рабочих мест для инвалидов и те – более значительные. К тому же, на местах исполнители быстро «разобрались» в ситуации и обернули ее в свою пользу. Нередки стали случаи заключения с инвалидами трудовых договоров, которые на деле оказываются фиктивными. Откровенно говоря, без помощи правоохранителей или, как минимум, аудиторов Счетной палаты, за механизмами движения бюджетных денег в рамках программ по трудоустройству инвалидов уследить тяжело. Еще пять лет назад в России официально заработала госпрограмма «Доступная среда». Было официально объявлено, что на ее реализацию за 5 лет будет израсходовано 180,3 миллиарда рублей. Разработчики обещали как раз к нынешнему году обеспечить российским инвалидам если и не райскую жизнь, то вполне приличные условия существования. Но в очередной раз оказалось, что обещать и жениться – не одно и то же. 2016 год уже прошел экватор, а разницы с 2011 годом, когда была запущена госпрограмма, почти не видно. Зато деньги благополучно освоены.
В начале нынешней недели об инвалидах вдруг вспомнил замминистра труда и соцзащиты РФ Григорий Лекарев. И дал обещание через 4 года трудоустроить в 2 раза больше инвалидов. К чему бы это? Не иначе готовится к разработке новая программа, которая, естественно, потребует нового финансирования из бюджета. Думается, на благое дело средства обязательно отыщутся. Однако терзают, знаете ли, смутные подозрения, что традиционные методы и подходы к решению проблемы вновь дадут тот же результат и если что-то улучшится, то вряд ли настолько, чтобы заметить позитив без бинокля. Предприниматели по-прежнему не стоят в очереди за субсидиями с целью оборудования рабочих спецмест для сотрудников-инвалидов. Потому что им это невыгодно. Вот и получается, что этот вопрос не относится к экономическим. Трудоустройство инвалидов – задача прежде всего социальная, бремя решения которой должно взять на себя государство, не перекладывая эту трудную задачу на бизнес-сообщество – оно и так нагружено обязательствами и обязанностями по самое «горлышко».

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться