Импортозамещение в малом и среднем бизнесе

09 октября 2015

Проблема импортозамещения – ключевая для реализации в РФ антикризисных мер, недаром о ней постоянно говорят на всех уровнях власти. Насколько реально участие в ее решении предприятий малого и среднего бизнеса, какими они сами видят свои перспективы в этом направлении? В этой публикации рассматривается возможность вовлечения в процесс импортозамещения малых предпринимателей и предприятий, относящихся к сегменту малого и среднего предпринимательства.

Весной этого года МСП Банк и Национальное агентство финансовых исследований провели опрос руководителей и ведущих специалистов 474 субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч. 109 средних и 365 малых предприятий, с целью выявления возможностей малого и среднего бизнеса по участию в замещении импорта (продукции и услуг).
Главный итог опроса: только чуть более одной трети респондентов готовы активно участвовать в процессе замещения на российском рынке продукции и (или) услуг, предлагаемых зарубежными компаниями. При этом малые предприятия (по сравнению со средними) выказывают больший оптимизм в возможностях по участию в этом процессе.
Почти четверть участвующих в опросе начинающих предпринимателей и представителей предприятий МСП (24 процента) убеждены, что на российском рынке импортные аналоги можно заменить выпускаемой ими продукция и (или) предлагаемыми услугами без всяких проблем. 11 процентов только предполагают, что такая замена возможна. Почти треть субъектов МСП (29 процентов) считают, что их продукция не будет конкурентоспособной по сравнению с импортом.
Опрос выявил, что доля малых предприятий, готовых на равных конкурировать с зарубежными производителями, составляет 37 процентов, в то время как среди средних предприятий эта цифра ниже – лишь 32 процента. Это можно объяснить как большей мобильностью и гибкостью малых компаний (если сравнивать их со средними), так и недостаточностью у них информации и опыта в вопросах конкуренции производимой ими продукции и (или) предлагаемых услуг с зарубежными аналогами. 
Значительный скептицизм малого и среднего бизнеса в перспективах импортозамещения, возможно, вызван тем, что у порядка 71 процента участвующих в опросе субъектов МСП во II полугодии 2014 года объемы производства не только не выросли, но у многих даже упали. Главная причина не реализации инвестиционных планов кредитования малого бизнеса – отсутствие необходимых собственных средств и сложности с привлечением частных инвестиций в малый бизнес, вызванные нарастающим экономическим кризисом. Расширить объемы производства в этот период смогли только 29 процентов респондентов. 

При этом наблюдается прямая зависимость роста выпускаемой продукции от возраста компании. Чем позже было создано малое предприятие, тем больший прогнозируется у нее рост: среди предприятий, созданных не ранее 2001 года, доля увеличивших объемы производства – 31 процент; среди начавших свою деятельность в постсоветское время (1991-2000 гг.) зафиксировали увеличение выпуска продукции четверть респондентов (25 процентов); среди тех, кто начал свою работу еще в советское время, доля таких предприятий только 18 процентов.
Опрос выявил, что свои возможности по участию в импортозамещении более высоко оценивают начинающие предприниматели и предприятия малого и среднего бизнеса, работающие на территории ЦФО, а также Приволжского ФО. Особенно большая доля оптимистов среди начинающих предпринимателей и предприятий, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, - 90 процентов, что объясняется объективными причинами: введенными санкциями на поставки импортного продовольствия и субсидиями сельскому хозяйству.
С другой стороны, большинство субъектов малого и среднего бизнеса по прежнему ориентировано на использование импортной продукции, а не ее отечественных аналогов.
Исследование «Пульс малого бизнеса», проведенное в июне этого года Альфа-Банком, показало, что сами российские представители малого предпринимательства, в основном, продолжают пользоваться импортом, несмотря на то, что в рублевом выражении цены на него резко возросли. При этом из-за изменения валютного курса почти половина предприятий (42 процента), имеющих зарубежных контрагентов и активно работающих с ними (более чем на 50 процентов зависят от зарубежной продукции), приступили к поискам других зарубежных партнеров, и лишь пятая часть (20 процентов) начали искать российские аналоги.
По оценкам, деятельность более трети предприятий малого бизнеса России связана с продажей или закупкой товаров и (или) услуг на внешних рынках, а около 70 процентов предприятий существенно (на 50 процентов и больше) зависят от поставок из-за рубежа.
Введение экономических санкций негативно отразилось почти на половине предприятий (48 процентов), участвующих в исследовании Альфа-Банка. Они отмечают падение спроса на выпускаемую ими продукцию и (или) предлагаемые услуги, увеличение затрат, сложности с получением кредитов на развитие малого бизнеса и ряд других негативных факторов, в т.ч. проблемы с импортозамещением. И только порядка 7 процентов зафиксировали улучшение за счет импортозамещения, уменьшения конкуренции и более активного вовлечения стран Азии в сотрудничество с бизнесом РФ.
Таким образом, импортозамещение пока не стало ключевым направлением в текущей деятельности малого и среднего бизнеса страны (за исключением сельского хозяйства – и то в достаточно ограниченном диапазоне).
Приведенные данные показывают, что для более широкого вовлечения в процесс импортозамещения предпринимателей и предприятий, относящихся к начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, необходимы дополнительные стимулирующие меры, прежде всего со стороны государства, исполнительных и законодательных органов власти (как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях).

Сергей Якушев,
редактор портала
Центра развития предпринимательства Московской области.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться