Хлебное место

31 марта 2017

Как-то пару лет назад глава гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон, на жалобы своих коллег по цеху на падение спроса по всем направлениям в связи с кризисом, спокойно заявил: «А нам и пожаловаться не на что, у нас, как это ни стыдно признавать, рост». Да, хлеб это, пожалуй, один из немногих продуктов, от которого потребители не откажутся ни при каком кризисе. Так насколько выгодно сегодня печь хлеб? Разбирались хлебопеки на своем профильном съезде.

При всех кажущейся рентабельности бизнес находится в непростой ситуации. Волатильность рынка, высокая конкуренция, нестабильные цены на зерно, устаревшие технологии производства - вот лишь часть проблем, с которыми сталкивается хлебопекарная отрасль. Предприниматель из Фрязино Мария Н. – хозяйка небольшой пекарни, которую основал еще ее отец: «Сегодня мы в год платим 78 тысяч рублей за аренду места, 250 тысяч уходит на оплату электроэнергии. Это очень высокие расходы. Но продавать сопутствующие продукты нам не разрешают». Ответ власти категоричен: помогать давно существующим на рынке компаниям возможно в части реализации продукции, субсидии – только для новичков. Назвался предпринимателем, работай, вводи новую продукцию, в общем повышай рентабельность. «Если всех субсидировать, то на какие средства власть будет выполнять социальные обязательства перед населением?», - спрашивает глава Мининвеста Подмосковья Денис Буцаев.

Главной бедой современного хлебопроизводителя чиновники считают безынициативность: ну, не желают предприниматели рисковать и вводить в свою производственную линейку хлеб с добавками или булочки с йодом. И, как выяснилось, зря. Потребитель сегодня предъявляет отрасли совершенно новые требования, и просто буханку уже не продашь, заверяет Денис Буцаев. И с ним сложно не согласится. Зайдите в хлебный отдел любого крупного московского или областного супермаркета, что раскупается в первую очередь? Конечно, хлеб выпекаемый прямо на месте. Что характерно, разницы в цене нет, либо она минимальна. Замечали ли вы, что хлеб этот постоянно подносят, а когда мой любопытный ребенок сунул нос за дверь, из-за которой собственно выносят хлеб, мы увидели, что работает там всего-навсего два человека.

Технологии, технологии и еще раз технологии! Вот решение, если не всех проблем отрасли, то большинства. Работа на старых технологиях - это путь в некуда, рынок будет потерян, утверждают чиновники. Работа по старинке - это нерентабельность производства, низкая выручка и наоборот высокие затраты на электроэнергию и лишнюю рабочую силу. Коммерсанты соглашаются, но потянуть такие расходы при высоких процентных ставках на кредиты для них значит долгие годы не выйти «в плюс». «Берите на приобретение нового оборудования из Регионального фонда поддержки промышленности, кредит на 5 лет под 5% и переоснащайтесь», - говорит глава ведомства. Отдельно сегодня отрасль заинтересована в трансляции во все российские регионы такого европейского опыта, как семейные кафе и кулинарии. Не стоит говорить, что действительно, в Австрии и Германии они на каждом шагу, а их хозяева – предприниматели, главные налогоплательщики федеральной земли или городского поселения, то есть местного бюджета. К сожалению, при всем желании власти поддержать подобный опыт в России, мы столкнемся с определенными сложностями, которые в Европе не так явны: скачки цен на основные продукты, ярко выраженная сезонность с долгими зимами и плохой погодой и, конечно, национальная черта российского бизнеса, связанного с гастрономией, неумение долго держать «марку фирмы». Скорее это «болезнь» больших городов, в небольших - так бизнес не строят.

«Я в своей пекарне и коммерческий директор, и пекарь, и логист. Я держу бизнес уже больше 10 лет, район у нас маленький и позволить себе выпустить плохую продукцию я не могу. Потеряю всех клиентов», - рассказывает предприниматель Наргиз из г. Пушкино. По мнению бизнесмена, рассчитывать необходимо только на свои возможности, а главное труд предпринимателя – это работа, что называется нон-стоп, без выходных и праздников. Самые сложные отношения у хлебопеков сложились с ритейлом и об этом можно публиковать тома. Первые жалуются на жадность и нечестность в деле возврата нереализованного товара, вторые на непрезентабельную упаковку и объемы. Хотя, что касается хлебной продукции, то здесь возврат минимален. Стопроцентной реализации нет и быть не может, это привело бы к тому, что, зайдя в магазин после работы мы обнаруживали бы пустые хлебные полки. И вот, совсем скоро, кажется в этом вопросе будет поставлена точка. После почти семилетних споров РосПИК и АКОРТ (ассоциация компаний розничной торговли) достигли консенсуса – скоро производители хлеба перестанут платить за нереализованную продукцию. Х5 - придерживается того же мнения. Вместо этого предлагается совместное планирование заказа, увеличение частоты поставок за один день и, конечно, маркетинговые исследования на тему – чего ждет потребитель.

 

 

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться