Госзаказ для малого бизнеса

11 декабря 2015

Тема сегодняшней публикации – участие малого и среднего бизнеса в государственных закупках. Как ни ругай родное государство, мол, и коррумпированное оно и неповоротливое и набитое от подвала до чердака неправильными чиновниками – в лучшем случае тугодумами, в худшем – жуликами, а получить государственный заказ не откажется ни один предприниматель. Поскольку, при всех своих недостатках, государство все равно остается одним из самых надежных бизнес-партнеров. За границу с твоими деньгами не убежит, киллеров к тебе не пришлет. Да и в случае попытки «кидалова» всегда остается шанс добиться справедливости через суд. И шанс немалый.

Так что госзаказ – кусок лакомый. Вот только получить его малому или даже среднему российскому предпринимателю не так-то просто. Федеральные законы, регулирующие эту сферу частно-государственных взаимоотношений, кишат ограничениями и разного рода дополнительными условиями, как река Конго крокодилами. Чуть что неправильно понял, сразу до свидания. Вожделенный приз «уходит телезрителям». Да и практическая реализация этих законов теми самыми неправильными чиновниками очень часто оставляет желать много-много лучшего. Отчего страдают, кстати, обе стороны. Государство недополучает энное количество необходимых ему товаров и услуг, а перспективный бизнес лишается возможности развиваться. Как же быть? 
Идеальный ответ на этот вопрос заинтересованные лица найдут, по всей видимости, еще не скоро. Но дорогу, которая, как известно, начинается с первого шага, осилит только идущий. Поэтому есть смысл внимательно присмотреться к двум проектам, запущенным в Московской области именно для того, чтобы дорога малого предпринимателя к госзаказу стала хотя бы чуть менее тернистой. Первый из них облегчает доступ поставщиков товаров и услуг на сумму до 100 тысяч рублей к государственным закупкам в лучших традициях XXI века. Сиречь, через Интернет. Не так давно, по инициативе правительства Московской области, в сети заработал «электронный магазин», где можно найти информацию обо всех региональных закупках малого объема. И не просто найти, но, должным образом зарегистрировавшись, предложить государству свои услуги в качестве поставщика.
В настоящее время «электронный магазин» работает лишь в некоторых муниципалитетах как пилотный проект. Однако практика уже показывает его эффективность. Заместитель председателя комитета по конкурентной политике Московской области Максим Фатин рассказывает, что за полгода, истекшие с момента открытия «электронного магазина», государственные учреждения совершили закупок на миллиард рублей. При этом сэкономив порядка 30 миллионов там, где даже и не рассчитывали. Высоко оценивает проект и администрация Воскресенского района, где «электронный магазин» открылся в октябре. Теперь ей не приходится искать контрагентов в пожарном порядке. Достаточно открыть сайт и ознакомиться с предложениями бизнесменов. А их, по некоторым позициям, там бывает от трех и более.
Отметим, что в данном случае заметно снижается и коррупционная составляющая государственной закупки, поскольку информация о конкурентах общедоступна. А, следовательно, для чиновника за «подгон» заказа брату-свату-жене-теще-однокласснику в разы выросла вероятность получить по наглой ондатровой шапке. Региональное правительство обещает, что в самом скором будущем «электронный магазин» станет единственным механизмом поиска государственным заказчиком небольших подрядчиков.
Второй из проектов несколько крупнее и рассчитан, скорее на средний, чем на малый бизнес. В нем речь идет о банковских кредитах, необходимых предпринимателю для полноценного выполнения взятых на себя обязательств перед государственным учреждением. Как известно, жулики у нас работают не только в администрациях разного уровня. В бизнесе их тоже с избытком. А потому, дабы вор у вора шапку не крал, разработчики федеральных законов предусмотрели для исполнителей государственных и муниципальных контрактов залоговый механизм. Каждый претендент на исполнение госзаказа обязан подтвердить свои претензии банковской гарантией в размере 5 процентов начальной максимальной цены заказа и до 30 процентов общей стоимости контракта. Такой начальный капитал есть не у всех, кто хотел бы и, главное, мог бы качественно выполнить необходимую работу. Особенно сейчас, в период нашего любимого экономического кризиса.
С целью снять остроту данной проблемы был создан Московский областной гарантийный фонд, который может предоставить бизнесмену поручительство по банковским гарантиям. Не любому, разумеется, а только тому, кого после проверки сочтет честным человеком и надежным партнером. Размер гарантии фонда может достигать половины суммы контракта, но не более 30 миллионов рублей. Срок гарантии – три года. «Северный поток – 2» за это время на эти деньги, разумеется, не построишь, ну, так не о нем и речь в данном случае ведется. Для исполнения малого или даже среднего государственного заказа вполне достаточно, поскольку у солидного контрагента и собственные средства за душой имеются.
Эти незамысловатые, на первый взгляд, механизмы поддержки малого и среднего бизнеса могут стать намного более эффективным инструментом развития предпринимательства, чем ставшее столь популярным получение грантов. Если нормальному российскому предпринимателю просто не мешать работать, он любому кризису бока обломает. А если еще и помочь немножко, так вообще горы свернет.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться