Год умеренного оптимизма

31 января 2016

Правительство Подмосковья подвело итоги реализации своих программ по оказанию помощи малому и среднему бизнесу в 2015 году – постараемся их охватить в рамках настоящей публикации.
Так уж у нас в стране сложилось, что Новый Год воспринимается людьми как черта, отделяющая один короткий цикл жизнедеятельности от другого. А потому в январе, да и в феврале все кому не лень традиционно подводят итоги сделанного за прожитые 365 дней и намечают планы на такой же срок. Этим занимаются и предприниматели, и чиновники, и даже диванные философы из числа убежденных тунеядцев. И занятие это стоит признать весьма полезным. Особенно, если подведенные итоги не подгоняются искусственным образом в заранее заданные начальством рамки, а отражают истинное положение дел. Только в этом случае появляется возможность обнаружить промахи и ошибки, которых не следует допускать в будущем. 

На днях предпринимателям Подмосковья были представлены итоги реализации программ по поддержке малого и среднего бизнеса, опубликованные правительством Московской области. Мы с вами не знаем насколько информация, попавшая в открытый доступ, соответствует той, что собрана для служебного пользования. Предлагаемый же нашему вниманию отчет можно назвать умеренно оптимистичным. Почивать на лаврах не позволяющим, но и на плаху подмосковных чиновников отправлять не обязывающим.
В основном, этот отчет представляет из себя графическую структуру целевой финансовой помощи, предоставленной бизнесу в 2015 году. Наверное, многим будет любопытно узнать, что на 1 января прошлого года в Подмосковье было зарегистрировано 285 037 предприятий из сегмента малого и среднего бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей и микроорганизации с численностью работников до 15 человек. В прошлом году из бюджетов всех уровней на финансовую помощь их бизнесу было официально выделено чуть больше одного миллиарда, естественно, рублей. А если точнее, то 1 миллиард 75 миллионов и 398 тысяч рублей. Копейки оставим за скобками. Это почти на 86 миллионов больше, чем годом ранее. Вроде бы какой-никакой прогресс налицо.
Разумеется, дотошные любители арифметики сейчас пощелкают калькуляторами и выяснят, что при таких объемах финансирования каждому предпринимателю причитается чуть меньше четырех тысяч рублей. Один раз вдвоем поужинать в приличном месте – но, естественно, без буржуазных излишеств. Но в том-то и суть, что субсидии выделялись не каждому. И не на «вечер вдвоем», а на развитие производства. Так что суммы, полученные участниками программ, с жиру побеситься не позволили, но и лишними не стали в эпоху падения цен на нефть при одновременном росте тарифов на энергоносители.
К примеру, субсидии на модернизацию производства в размере 300 миллионов рублей получили всего 105 малых и средних предприятий. То есть, чуть меньше, чем по 3 миллиона на брата. Это не самые плохие деньги, согласитесь. Хотя и меньшие, чем год назад, когда 66 предприятиям были выделены 246 с лишним миллионов – в среднем, по 4 миллиона каждому. Конечно, метод вычисления «средней температуры по больнице» здесь не совсем приемлем, но тенденция – обозначена. Желающих получить субсидии становится больше, а количество государственных денег остается примерно на том же уровне. Так что на бога надейся, а сам не плошай.
Примерно такая же картинка складывается и по всем остальным направлениям государственной поддержки. За исключением трех – лизинга, процентов по банковским кредитам и народных художественных промыслов. Компенсация лизинговых затрат из бюджета по сравнению с прошлым годом сократилась. Что объяснимо. Каждый год брать в лизинг новую технику это, извините, хамство. Или свидетельство профнепригодности главного инженера. Зато финансирование двух прочих упомянутых направлений выросло. И значительно. Количество ремесленников и народных промысловиков, которым компенсировали затраты, увеличилось вдвое. А объем финансирования этого сектора – вчетверо.
Наверное, это неплохо. Хорошая матрешка каждому может потребоваться в любой момент. А вот тот факт, что в той же пропорции – вдвое и вчетверо – увеличилось количество предприятий, которым помощь понадобилась для выплаты процентов по банковским кредитам и объемы государственного субсидирования этого направления, радовать не может. Более того, государственным мужам разных калибров стоило бы насторожиться. Отечественные банки достаточно высасывают из антикризисных программ федерального бюджета, чтобы еще и реальный сектор кредитовать по безбожным ставкам. В прошлом году в их кубышки ушло более 30 миллионов рублей, выделенных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Для сравнения: годом ранее этот показатель слегка превысил отметку в 7 миллионов. Иными словами, в 2015 году банки разинули рот на чужой пирог втрое шире. Не выгоднее ли государству захлопнуть его в административном порядке, чем ежегодно увеличивать размер субсидий на погашение людоедских процентов?
Обращает на себя внимание и еще один момент. В 2015 году подмосковное правительство оказывало финансовую поддержку бизнесу по ряду новых направлений. Так, 33 с половиной миллиона рублей выделили на поддержку социального предпринимательства, в основном, лечебного. Более 11 миллионов в той же валюте впервые пошло на компенсацию затрат на техприсоединение к газовым и энергетическим сетям. Ровно 28 миллионов истратили на создание центров молодежного инновационного творчества. Все это, без сомнения, замечательно. Но, опять же, стоило бы сесть и подсчитать что разумнее – распыление бюджетных денег по многим направлениям или их максимальная концентрация на нескольких основных. Например, на тех трех, что в 2016 году заявлены в качестве приоритетных – на модернизации производства, на социальном предпринимательстве и на импортозамещении.
Ну и последнее, за что цепляется вооруженный глаз, это освоение предпринимателями бюджетных ассигнований. В позапрошлом году востребованными и израсходованными оказались 88 процентов государственных денег. В прошлом – уже 93 процента. Это радует, хотя и оставляет перспективы для более тесного сотрудничества власти и бизнеса. Даже в лучших муниципалитетах, где выделенные бюджетные средства были выбраны предпринимателями полностью – в Дмитрове, Сергиевом Посаде, Химках и Реутове. А уж что касается худших – Звенигорода и Электрогорска – так там поле непаханое для запуска взаимовыгодных проектов. Особняком стоит Красногорск, где в прошлом году было обнаружено нецелевое использование целевых средств. Но, судя по тому, что никого не посадили, это произошло нечаянно и, видимо, красногорские власти больше так делать не будут.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться