Бизнес-барометр: розничная торговля на пороге 2017 года

25 февраля 2017

Чем «дышит» розничная торговля в наступившем 2017 году? С каким настроением закончили прошедший год и начали новый предприниматели, специализирующиеся в этой сфере? Есть ли повод для оптимизма или общая картина развития торговой деятельности представляется далеко не в розовом цвете? О чем говорят имеющиеся объективные данные? Попробуем ответить на эти вопросы в рамках сегодняшней публикации на нашем сайте для предпринимателей

Розничная торговля в России, похоже, переживает не самые простые времена. В принципе, невооруженным взглядом среднестатистического потребителя заметить какие-то ярко выраженные ухудшения ситуации в отрасли довольно сложно. Вроде бы, всевозможные магазинчики, магазины и магазинищи продолжают расти на улицах наших городов и весей как грибы-опята, то есть, целыми семействами. Заходи кто хочешь, покупай что угодно, если деньги есть. Да и официальная статистика периодически констатирует увеличение розничного товарооборота в стране. Пусть всего на жалкий процент-другой, но по нашим вечно кризисным временам и это уже может рассматриваться как достижение. Однако некоторые специалисты в области экономики призывают не трубить раньше времени в победные фанфары. Ибо, по их расчетам, ситуация в розничной торговле вот уже два года, как ухудшается.
Не так давно Институт статистических исследований и экономики знаний, входящий в структуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», подготовил и опубликовал аналитический материал, в котором оценивается деловой климат в российской розничной торговле в 2016 году. Исследователи спросили «Как дела?», примерно, у 4 тысяч руководителей торговых организаций из 78 отечественных регионов и пришли к неутешительным выводам. Как оказалось, дела у многих торговцев обстоят отнюдь не блестяще. И, как ни странно, хуже прочих начинают себя чувствовать сетевые ритейлеры.
Разумеется, исследование не было бы исследованием, если бы его авторы не попытались выяснить причины падения доходов своих респондентов. Сделать это было не так уж и сложно, поскольку главная из них лежит на поверхности и заключается в падении потребительского спроса из-за продолжающегося второй год уменьшения реальных доходов населения страны. 
Иными словами, взятый российским правительством курс на ослабление рубля естественным образом «влепил» по карманам россиян и затем рикошетом «шарахнул» по всему потребительскому рынку, включая сферу услуг и строительство. Представители розничной торговли пожаловались специалистам НИУ ВШЭ на то, что наши граждане больше не метут с прилавков всё без разбора, а делают покупки точечно, приобретая лишь те товары, без которых не могут обойтись здесь и сейчас. 
При этом на них перестали действовать даже апробированные временем маркетинговые ходы, гарантированно заставляющие «стада» американских или западноевропейских потребителей галопом нестись в магазины, где проводится какая-нибудь акция.
Более того, мало кто из предпринимателей ожидает кардинального улучшения ситуации в наступившем году. Оно и не удивительно. Ведь вдобавок к обещаниям «умельцев» из медведевского кабинета загнать национальную валюту под еще более глубокий плинтус, в стране никак не решается проблема повышения доступности банковских кредитов. Собственных средств предпринимателям хватать перестает, а проценты по кредитам и величину их залогового обеспечения начали считать драконовскими уже не только представители малого и среднего бизнеса, но и крупные коммерческие структуры. 
Вот и получается замкнутый круг: снизить цены для потребителей не позволяют инфляция, растущая арендная плата, на глазах дорожающие логистические расходы и прочие прелести кризисной экономики. А рисование новых ноликов на ценниках грозит обернуться полным «игнором» товара со стороны покупателей.
Как рассказали респонденты сотрудников НИУ ВШЭ, свои надежды на улучшение ситуации они связывают с Центробанком. Если госпожа Набиуллина и ее подчиненные не обманывают президента Путина, обещая обуздать инфляцию до 4% в год, то положение дел, по мнению представителей розничной торговли, еще можно будет исправить. 
А пока, например, сетевики, по их словам, видят выход только в искусственном сдерживании роста цен. Не в снижении, боже упаси, а только в замедлении их «полета в космос». Что, разумеется, проблем не решит, но при удачном стечении обстоятельств может отсрочить наступление неизбежных последствий широко известной в народе поговорки «жадность фраера погубит».
Впрочем, все это не означает скорого торгового апокалипсиса. В конце концов, в русском языке есть и другая поговорка, гласящая «свято место пусто не бывает». В материалах исследования Института статистических исследований и экономики знаний об этом не говорится, но, на самом деле, объективные трудности, которые испытывают сегодня сетевые ритейлеры, дают шанс на развитие занимающемуся розничной торговлей малому и среднему бизнесу. Ведь более гибкая ценовая политика так называемых «магазинов шаговой доступности» уже привела к заметному оттоку покупателей из крупных гипермаркетов в небольшие торговые точки, где часто один и тот же набор товаров можно приобрести значительно дешевле. 
И в заключение сравнительные данные (по кварталам 2015-2016 годов) обработки опросов предпринимателей, участвующих в мониторинговом исследовании, проведенном специалистами НИУ ВШЭ. 

Image Hosted by PiXS.ru

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться