Бизнес-барометр: розничная торговля – 2015

16 ноября 2015

Торговая деятельность, прежде всего розничная, популярна у предпринимателей и других представителей сегмента малого и среднего предпринимательства. Изменения на валютном рынке, приведшие к значительному падению рубля по отношению к мировым валютам, введение антисанкций на ряд видов зарубежной продукции, в т.ч. на многие товары продовольственной группы, и активное стимулирование импортозамещения, казалось, должны были привести к всплеску деловой активности в торговой сфере. Однако этого не произошло – недавнее мониторинговое исследование бизнес-климата в розничной торговли, проведенное ЦКИ ИСИЭЗ НИУ Высшей школы экономики, подтверждает это. В настоящей публикации рассказывается об основных результатах мониторинга экспертов ВШЭ с использованием данных Росстата.

Во втором квартале этого года ими был зафиксирован кратковременный подъем бизнес-активности в сегменте розницы. Но в третьем квартале рост сменился на замедление и, более того, розничная торговля начала, по мнению экспертов, стагнировать.
Одной из главных причин ухудшения положения дел в рознице они называют ухудшение финансового положения населения из-за падения доходов, необходимость экономии и сбережении денежных средств для значительного числа россиян.
Как следствие, начал падать платежеспособный спрос покупателей, а розничная торговля в третьем квартале этого года оказалась в состоянии резкого торможения. Такого мнения придерживается более половины (54 процента) предпринимателей. Для сравнения год назад только 46 процентов представителей бизнеса считали, что спрос недостаточен.
Особенно сложная ситуация в розничной торговле непродовольственными товарами. 57 процентов респондентов отметили существенное влияние падения потребительского спроса на уменьшение объем продаж.
Если сравнивать с 2009 годом, когда также в экономике наблюдался кризис, то, оказывается, все основные торговые показатели (объем продаж, оборот товаров, заказы) пошли вниз. Негативные процессы привели к том, что ритейлеры начали активно сокращать численность персонала (относительно второго квартала 2015 года на 30 процентов увеличилось количество торговых предприятий, в которых произошли сокращения работников). Этот процесс затронул в большей степени предприятия, занимающиеся торговлей продовольственными товарами.
Естественно, что упал и оптимизм предпринимателей, специализирующихся на розничной торговле: индекс потребительской уверенности уменьшился на 3 процента (с 4 до 1 процента).
По мнению специалистов, сейчас сложно говорить о наличии возможностей для восстановления бизнес-активности в сфере розничной торговли. Причем, как они считают, ситуация к концу 2015 года будет продолжать ухудшаться. С ними солидарны и представители торгового сектора российской экономики, которые впервые с 1998 года, когда начались систематические мониторинговые исследования ВШЭ, дали столь низкие оценки краткосрочных перспектив развития бизнеса
Выход они видят в сокращении издержек, уменьшении ассортимента и увеличении цен. Это, в свою очередь, естественно сказываются на спросе, стимулируя его к продолжению падения. Таким образом, возникает патовая ситуация – разрешить ее может только экстренная помощь торговому сектору.
Сейчас предприниматели и предприятия, осуществляющие деятельность в торговой сфере, работают на пределе своих возможностей, пытаясь адаптироваться под сложившиеся условия ведения бизнеса. Это ярко проявляется в проводимой ими ассортиментной, ценовой и кадровой политике.
Воздействие на рынок розничной торговли со стороны государства не всегда однозначно: стабилизируя развитие розницы, оно может привести и к негативным процессам.
Например, эксперты ВШЭ отмечают, что анонсируемый Минпромторгом России проект по оказанию адресной продуктовой помощи, с одной стороны, поможет малоимущим слоям населения и рассматривается как один из эффективных механизмов государственного регулирования рынка, но, с другой стороны, способен дестабилизировать ситуацию, создавая социальную напряженность и стимулируя у населения тактику «затягивания поясов».
Подобные проекты должны реализовываться с максимальной осторожностью и прозрачностью для населения, которому необходимо разъяснять экономический эффект от предлагаемого внедрения системы адресной продовольственной помощи для страны и ее граждан, особенно для находящихся в пенсионном возрасте. 
Только так можно предотвратить очередной удар по розничной торговли, ведь реализация предлагаемого проекта может нажать на спусковой крючок очередного кризисного витка для торговой сферы, когда население воспримет введение нового инструмента госрегулирования рынка как сигнал для перехода в еще больший режим экономии, что, безусловно, негативно скажется на розничной торговле. А значит, нанесет еще один удар не только по крупному бизнесу, но и по малому и среднему предпринимательству, большинство которого в той или иной мере связано с торговой деятельностью.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться