2016 год: Малый бизнес не задушишь, не убьешь

30 декабря 2016

Вот и подошел к концу этот високосный 2016 год. С каким же настроением встречают Новый год российские предприниматели, какие задачи ставят перед собой на 2017 год, с чем связывает свои надежды и чаяния малый и средний бизнес страны? Постараемся ответить на эти вопросы, взяв за основу итоги исследования, продолжающего хорошо знакомый читателям нашего сайта для предпринимателей анализ «Пульс малого бизнеса», – теперь уже по результатам опросов предпринимателей страны в 2016 году.

 Ровно год назад, в самом конце тогдашнего декабря, на самых верхних этажах российской власти активно заговорили о необходимости всемерного развития малого и среднего бизнеса. Страна готовилась к достижению очередного экономического «дна» и, самым естественным образом, была заинтересована в том, чтобы не расходовать дополнительные бюджетные средства на содержание своих граждан, а побудить их к самозанятости и таким образом, наоборот, пополнить казну за счет новых налогов. Ради этого государство даже выразило готовность слегка пересмотреть фискальную политику, одновременно «взяв на короткий поводок» свои контролирующие структуры. Президент Владимир Путин дал необходимые поручения вертикали власти, правительство разработало и озвучило перечень мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
Прошел год. Мнения об эффективности достигнутых за это время результатов разделились. Изрядное количество розовощеких чиновников не устает бодро рапортовать о том, что, благодаря предпринятым мерам, малый и средний бизнес на вверенных их заботам территориях пышно расцвел и буйно заколосился. Однако, имеются у них и не менее красноречивые оппоненты, утверждающие, что отечественное предпринимательство неуклонно загибается и если еще не отдало Богу душу в мучительных корчах, то только по причине необъяснимого совпадения обстоятельств. А что думают по этому поводу сами предприниматели? Таким вопросом задались аналитики «Альфа-банка» и компании «Ай Пи Эс Групп», организовавшие социологическое исследование, которое получило название «Индекс настроений малого бизнеса» («Пульс малого бизнеса»). Его результаты показали, что в российском государстве все не так плохо, как хотелось бы Бараку Обаме и его друзьям, но и не так прекрасно, как мечталось Дмитрию Медведеву и его министрам.
В целом выяснилось, что накануне нового 2017 года настроение у российских предпринимателей не очень благостное. Но заметно лучше, чем было год назад и даже полгода назад. По мнению исследователей, это говорит о том, что отечественный бизнес приспособился к работе в существующих условиях и загибаться, всем врагам назло, не собирается. Однако, в большинстве своем готовится к преодолению новых трудностей. Возможно, еще более непреодолимых. В первую очередь, представителей малого и среднего бизнеса беспокоит падение покупательской способности населения. В третьем квартале все еще текущего года был отмечен небольшой ее рост, но уже в октябре показатели снова пошли в минус. Таким образом, наибольшее количество пессимистов зафиксировано именно в сфере розничной торговли. Впрочем, недалеко от них ушли оптовики и строители. Более или менее спокойно чувствуют себя предприниматели, занятые в маркетинге и сфере услуг. А, вот, производители, как оказалось, сильно удручены высокой вероятностью скорой отмены западных санкций. Даже при их наличии доля импорта на российском рынке остается достаточно высокой, о чем свидетельствует рост объемов грузоперевозок.
Впрочем, сдаваться без боя, как уже говорилось выше, российский малый и средний бизнес не собирается. Исследователи подметили, что сегодня лишь 31% предпринимателей склонен считать критерием успеха обычное выживание на рынке. Зато 46% говорят о том, что видят основной смысл своей деятельности в создании продуктов и услуг самого высокого качества, 45% думают, что работают не зря, если получают высокий доход, и столько же (45%) намерены расширять бизнес, в том числе за счет проникновения в смежные сферы деятельности. Решать возникающие проблемы 52% опрошенных намерены с помощью привлечения большего количества клиентов. То есть, экстенсивный путь бизнес-развития все еще в тренде. Однако и здесь ситуация близка к качественному перелому. Порядка 68% предпринимателей активно повышают свою конкурентоспособность за счет инвестиций в автоматизацию производства, а 41% за последний год улучшил качество сервиса.
Отмечается и еще один интересный момент. Медленно, но неуклонно на рынок труда возвращается потребность в квалифицированных кадрах. Эпоха среднеазиатских гастарбайтеров и молодежи с ближайшей автобусной остановки, которым можно платить мизерные зарплаты, кажется, проходит. Наверняка, тенденция к сокращению производственных издержек за счет дешевизны кадров сохранится еще какое-то время. Возможно, довольно продолжительное. Однако сегодня уже порядка 60% компаний из сегмента малого и среднего бизнеса считают нужным вкладывать средства в подготовку персонала. Любопытно и то, что оптимисты, надеющиеся на рост доходов своего предприятия в следующем году, в большей степени уповают на собственные силы. 66% из них видят секрет успеха во внутренних изменениях компании. В то время как 58% пессимистов, планирующих снижение прибыли, считают причиной своих неудач абстрактную экономическую ситуацию. Показательно, не правда ли?
Ну, и, наконец, самое главное. На вопрос исследователей «Что Вы будете делать, если не сможете достичь результатов в планируемый срок?» около 40% малых и средних предпринимателей ответили, что все равно продолжат работу до победного конца вопреки всем санкциям, контрсанкциям и самому черту лысому. И пока у нас есть такие бизнесмены, российская экономика будет жить. Как выяснилось, малый бизнес не задушишь, не убьешь.
С наступающим Новым годом, дорогие предприниматели!

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться