Самозанятые! На старт, внимание, марш…

17 ноября 2018

Свершилось: Госдума проголосовала за осуществление эксперимента по налогообложению самозанятых в Московской области и еще 3-х регионах РФ с 1 января будущего года. Выгоды государства и госбюджета от введения налога на профдеятельность самозанятых граждан вполне понятны. А что предлагаемая налоговая реформа может дать самозанятым и малому бизнесу, в ряды которого после саморегистрации они фактически должны будут влиться стройными колоннами? Попробуем разобраться в этом в рамках сегодняшней публикации на нашем сайте для предпринимателей.

Новая система будет апробироваться в 4-х субъектах Российской Федерации в течение десяти лет – до конца 2028 года. Однако, похоже, «самозанятая» общественность встретила ее, мягко говоря, без восторга. 

Портал Rabota.ru провел масштабный опрос, охвативший 8,5 тысячи респондентов, относящихся к экономически активной части населения и проживающих в тех 4-х регионах страны, которые стали полигонами для отработки вводимого налога на профдеятельность самозанятых граджан. Только 13% опрошенных выразили готовность стать официально самозанятыми. При этом почти в три раза больше респондентов (38%) занимаются в той или иной мере оказанием услуг и выполнением работ как частные лица. По популярности среди участников опроса на первом месте идет сфера бизнес-услуг (15%), на втором – образовательные услуги (14%), на третьем – изготовление по заказу (13%), на четвертом – строительство (12%) и на пятом – ремонт жилых помещений (квартир и домов). 

Среди участников опроса, попадающих под статус «самозанятые», более трети (37%) ежемесячно зарабатывают на своей деятельности не более 10 тыс. руб. Доход примерно пятой части (22%) находится в диапазоне 10-20 тыс. руб. Заработки в диапазоне 20-30 тыс. руб. у 15% респондентов, в диапазоне 30-40 тыс.руб. – у 11% и т.д. Таким образом, основная часть самозанятых (59%) получает менее 20 тыс. руб. Возможно, столь незначительные заработки и приводят к неприятию большинством предлагаемой налоговой реформы. 

Да, пока законодатели ведут речь о небольших отчислениях в госказну: в размере 4% (при оказании услуг или выполнении работу для физлиц) и 6% (при расчетах с ИП и юрлицами). При этом НДФЛ (как и НДС) выплачивать не нужно, важно, чтобы ежегодный доход самозанятого был не более 2,4 млн руб. (ежемесячный - 200 тыс. руб.), а самозанятый не был работодателем, осуществляя свою деятельность без привлечения наемных работников с заключением с ними трудовых договоров. Но вопрос в том, как долго продлится такой порядок, не захотят ли законодатели (естественно, учитывая те или иные объективные обстоятельства) внести в него изменения? Не воплотится ли в жизнь в очередной раз знаменитое «хотели как лучше – а вышло как всегда»?

Пока же особого доверия и желания делиться с государством своими заработками опрошенные граждане не изъявили. Половина респондентов не поддержала введения налоговой реформы, пятая часть дипломатично отметила, что еще не знакома с информацией о вводимом налоге на самозанятых. И только 14% от общего числа участников опроса одобрили вводимый налог, причем полное его одобрение высказали всего 6% респондентов. 

Пожалуй, новым налогом заинтересуются ИП и другие субъекты малого бизнеса, которые могут (пусть и формально) обходиться без привлечения наемных работников. Вот для них выгода от изменения статуса и перехода в категорию самозанятых очевидна. Законодатели, правда, ввели ряд ограничений для перехода на соответствующий налоговый спецрежим. Например, не смогут его использовать лица, осуществляющие перепродажу товаров и имущественных прав. Но, как известно, наш народ на выдумки хитер, так что часть ИП вполне могут захотеть изменить свой статус и станут самозанятыми.

Первоначально предполагалось выделить средства (и немалые – в первые 3 года проведения налогового эксперимента более 1 миллиарда рублей) на популяризацию вводимого налога и института самозанятых. Однако Минфин посчитал, что для продвижения в массы проводимой налоговой реформы будет достаточно информационной поддержки со стороны государственных СМИ, в результате финансовые средства из федерального бюджета на поддержку введения налога на самозанятых и его продвижение выделены не были. 

Хотя, конечно, проводить агитработу необходимо. Ведь касается принятый Госдумой закон миллионов граждан. Скажем, под действие нового налога попадает деятельность с получением доходов от использования имущества, например, от сдачи в аренду принадлежащего гражданину жилья. Попробуйте убедить бабушку-пенсионерку, сдающую комнатку в своей квартире студентке за небольшую прибавку к пенсии, чтобы бабуля зарегистрировалась в статусе самозанятого. 

А ведь самозанятые должны использовать для регистрации и последующего контроля за их деятельностью мобильное спецприложение, причем при расчетах обязателен фискальный чек, который в электронном формате сразу направляется в налоговый орган. Словом, получить официальный статус самозанятого смогут только подготовленные граждане. Так что просвещение масс в этом направлении дело важное и, естественно, требующее средств и информационных ресурсов. 

В настоящее время в Подмосковье около 200 зарегистрированных самозанятых – капля от их реального количества. И то, насколько значительно увеличится это число в 2019 году после начала налогового эксперимента, зависит не в последнюю очередь от уровня доверия граждан государству.

Обсудить на форуме для предпринимателей

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться