Выделенные из бюджета субсидии на использование системы быстрых платежей не привлекают предпринимателей

18 апреля 2022

Внедрение системы быстрых платежей (СБП) в качестве альтернативы традиционному эквайрингу Центробанк начал еще в 2019 году. Пользователей привлекали пониженными комиссиями, но популярной системой для расчетов за покупки она так и не стала.

система быстрых платежей

ЦБ ежемесячно отчитывается о значительном увеличении количества пользователей: например, за вторую половину 2021 года был зафиксирован пятикратный рост (с 34 до 161 тыс.). А на конец января текущего года их стало уже почти 200 тысяч. Но если проанализировать статистику более внимательно, несложно заметить, что какой-либо значительно роли в общей массе расчетов СБП не играет – подключение произвели лишь 3% от общего количество включенных в реестр МСП бизнесов.

Государство выделило 500 миллионов рублей, из которых малому и среднему бизнесу должны были компенсировать затраты на оплату комиссий в СБП. За вторую половину 2021 года из этих денег были востребованы лишь 86 миллионов, что соответствует объему платежей в 12,3 миллиарда рублей. Для сравнения: весь оборот торгово-сервисных предприятий за этот период составил более 22 триллионов рублей. Очевидно, что даже возможность получения субсидии для малого бизнеса на проведение платежей без комиссии не настолько заинтересовала потенциальных участников, чтобы активно пользоваться системой.

Несмотря на явный провал реализации идеи, правительство выделило еще полмиллиарда рублей на компенсацию оплаты эквайринга в 2022 году.

"Комиссия за эквайринг одна из пяти самых существенных статей затрат для сети, но СБП пока не может полностью заменить эквайринг, так как печать пречека или вывод кода на какое–нибудь устройство для последующего сканирования телефоном менее удобны покупателям", — рассказал генеральный директор сети «Улыбка радуги» в беседе с изданием «Деловой Петербург».

Пониженная комиссия, как ни странно, является значительным препятствием на пути массового внедрения СБП. Банкам, которые участвуют в системе, попросту не интересно развивать данный формат оплаты, так как в итоге они получают лишь 0,3% комиссии с каждого платежа.

«Зачем клиенту тратить ресурсы на заключение новых договоров, открытие счетов, на IT, когда почти за те же деньги можно сохранить дополнительные преимущества в виде кешбэков и программ лояльности для своих покупателей и выгрузку финансовых отчётов для себя», - рассуждает один из банкиров.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться