Поддержка Внешэкономбанком малого и среднего предпринимательства неэффективна

24 ноября 2014

Поддержка Внешэкономбанком малого и среднего предпринимательства неэффективна. Об этом говорится в сообщении Счетной палаты по результатам оценки результативности участия банков с госучастием в программах финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства за 2012-2013 годы.

Проверка была призвана оценить эффективность и результативность мер Внешэкономбанка по поддержке малого и среднего предпринимательства в России. Внешэкономбанк использует на эти цели средства федерального бюджета, в том числе средства Фонда национального благосостояния, которые передает в находящийся в его 100% собственности ОАО "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" (МСП Банк). По состоянию на 1 января 2014 года МСП Банку предоставлено 60.2 млрд руб. для финансовой поддержки субъектов МСП, что составляет 57% всего фондирования банка. Общий объем средств, доведенных до субъектов МСП, составил на 1 января 2014 года 96 млрд руб.

Механизм ВЭБ по кредитованию субъектов МСП через МСП Банк неэффективен и должен быть коренным образом пересмотрен. "Повышения доступности недорогих кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства не произошло. Отчасти это объясняется многоуровневой системой движения средств к заемщику, на каждом этапе которой происходит удорожание ресурсов", - сказал аудитор Андрей Перчян, цитируемый в сообщении.

В результате, субъекты МСП получают кредитные ресурсы по усредненной итоговой ставке 12.7% годовых, что кардинально не отличается от среднерыночных значений в 2012-2013 годах. "Необходимо минимизировать кредитование через банки-посредники. Высвободившиеся в результате средства будет возможно направить на расширение финансовой поддержки субъектов МСП по направлениям лизинга, факторинга, микрофинансирования через соответствующие институты рынка", - сказал аудитор.

По его словам, МСП банк не разработал систему по контролю фактической ставки, по которой заемные средства доводятся до конечных заёмщиков. "В отчетности банков-партнеров МСП Банка не отражаются реальные ставки размещения (с учетом дополнительных комиссий), что не позволяет получать информацию об эффективной стоимости кредитов", - добавил А.Перчян.

Аудитор сказал, что доля МСП Банка на рынке кредитования малого и среднего бизнеса на 1 мая 2014 года составила около 1.5%. Для сравнения: доля четырех банков с государственным участием на данном сегменте рынка в 2012-2013 годах составила 40%. Только доля Сбербанка равнялась 24.3%. При этом, по словам аудитора, в среднесрочной перспективе доля банка на рынке не увеличится, даже с учётом докапитализации. "Анализ региональной структуры портфеля Банка показал, что распределение субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку, по федеральным округам аналогично общерыночным значениям. Наиболее активны в развитии малого и среднего предпринимательства - Центральный и Приволжский округа. На приоритетные Дальневосточный и Северо-Кавказский округа приходится в сумме не более 6% выдаваемых кредитов", - сообщил А.Перчян.

Стратегия МСП Банка на 2013-2015 годы не учитывает макроэкономическую ситуацию, а также изменения в бюджетной политике. "Стратегия не реалистична в части достижения задач, поставленных руководством страны перед банковским сектором по увеличению доступности долгосрочных и относительно дешевых инвестиционных ресурсов для реального сектора экономики", - сообщил аудитор.

Так, в стратегии МСП Банка предполагалось нарастить объёмы поддержки инновационных МСП до 13.8 млрд руб. по ставке не выше 10%. По итогам 2013 года банк отчитался о существенных объемах кредитования в рамках стратегической ниши "Кредитование инновационного МСП" - 57.6 млрд руб., суммировав инвестиционные кредиты на инновационные цели, на модернизацию и на повышение энергоэффективности. Между тем, фактически объем кредитных средств МСП Банка по договорам, направленным на инновационные цели не превысил 5.4 млрд руб.

Кроме этого, аудитор сообщил, что в стратегии МСП Банка приводятся плановые показатели достигаемого эффекта от реализации финансовой поддержки субъектов МСП, однако банком не разработана система расчета их фактических значений по итогам реализации стратегии. "Три основных показателя эффективности реализации финансовой поддержки, несопоставимы, хотя включены в отчетность, направляемую во Внешэкономбанк и Минэкономразвития. Их анализ не позволяет дать однозначную количественную оценку экономической эффективности реализации финансовой поддержки МСП", - сказал А.Перчян.

По его словам, требуется разработка реальных показателей эффективности, отвечающих принципу сравнимости данных.

В результате отзыва лицензий Банком России у четырех банков-партнеров МСП Банка просроченная задолженность МСП Банка возросла на 51% до 1.57 млрд руб. в I полугодии 2014 года.

"При этом у МСП Банка практически нет возможности вернуть кредитные ресурсы за счет реализации залогов. Банки-партнеры, как правило, имеют задолженность перед кредиторами первой и второй очереди, так что когда очередность доходит до удовлетворения требований МСП Банка, конкурсная масса уже обнуляется", - сказал аудитор.

МСП Банк использует средства ВЭБ, а также кредиты Банка России по усредненной ставке 5.9%; маржа МСП банка составляет 1.9%. Банки-партнеры, которых на льготных условиях кредитует МСП Банк, добавляют к этой цифре еще порядка 5% в виде своих процентных надбавок. В результате усредненная итоговая ставка для заемщика субъекта МСП складывается на уровне 12.7%.

В 2013 году Правительством РФ был создан механизм государственной гарантийной поддержки субъектов среднего предпринимательства, предусматривающий предоставление государственной гарантии в объеме до 20 млрд руб. на срок до 20 лет на обеспечение обязательств ВЭБ по банковской гарантии, предоставленной им в пользу МСП Банка в объеме до 40 млрд руб. на аналогичный срок. Свою очередь МСП Банк предоставляет банковские гарантии в пользу банков-партнеров в объеме до 40 млрд руб. на обеспечение 50% обязательств субъектов СП перед банками-партнерами по кредитам на реализацию инвестиционных кредитов.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться