На VIII ежегодной конференции газеты «Ведомости» оценили будущее закона «О торговле»

01 ноября 2016

В этом году вступили в силу поправки к закону «О торговле», которые призваны нивелировать огрехи, допущенные в момент принятия документа в 2009 году. Эти и другие проблемы подробно обсудили 31 октября на ежегодной конференции для бизнеса «Ведомости», крупнейшего форума для предпринимателей.

Перемены не то, что назрели, они должны были произойти вчера – к такому выводу пришли участники дискуссионной сессии «Будущее закона о торговле». Наиболее оживленные дебаты между сторонниками и противниками поправок, вызвала тема ретро-бонусов. Вердикт присутствующих – «закон не оправдал ожиданий». Новые поправки ограничивают пятью процентами размер бонусов, которые ритейлеры могут брать с поставщиков, в этой связи сетевики начали отказываться от Кодекса добросовестных практик. Документ на добровольной основе действовал с 2012 года и был призван регулировать отношения поставщиков и торговых сетей.

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров, выступающий на сессии отметил, что отказ применять Кодекс на практике вызван, прежде всего, вступлением в силу летних поправок в закон о торговле. «Против закона выступают и сети, и поставщики. Кодекс надо приводить в соответствие с поправками. Мы фактически предлагаем отказаться от ретробонусов и скидок, поскольку скидка – это то, что только лишь называется скидкой, а в новых условиях она должна стать переговорным процессом о цене поставки», –продолжил Кашеваров. Необходимо прийти к пониманию расчета ретробонусов, администрирование которых будет возложено на ФАС. Также Андрей Кашеваров отметил, что сейчас необходимо понимать, как можно считать ретробонусы: скорее всего будут учитываться совокупные объемы, выплаченных бонусов поставщикам по отношению к объему поставленного товара.

Станислав Наумов, директор по взаимодействию с органами государственной власти, X5 Retail Group, убежден, что Закон о торговле был нужен, но, к сожалению, он не исполняется, прежде всего, на уровне регионов: «Проблема закона не в ретро-бонусах, мы рады, что эта бизнес-модель закончилась. Сейчас мы переходим к модели регулирования, отчасти похожей на ВТО. С 1 января мы будем иметь чистую цену с фронт-маржой». Однако первый проректор, НИУ ВШЭ Вадим Радаев уверен, что радоваться фронт-марже не стоит, данная модель приведет лишь к сокращению ассортименту и ухудшению качества товаров. Поставщики, малый и средний бизнес от этого не выиграют. Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, уверен, что торговые сети не поменяли отношения с поставщиками, а, напротив, ожесточил их, поскольку ритейлеры не ставили перед собой задачи выстроить долгосрочные отношения с поставщиками, на первом месте оставалась и остается сиюминутная выгода без прицела на долгосрочные отношения.

Ужесточающие поправки, которые в 2016 году были внесены в Закон о торговле, призваны существенно снизить цены и улучшить положение поставщиков. Но будет ли новая версия закона более работоспособной, чем ее предшественница, пока нет четкого понимания. Новый закон регулирует много общий вопросов, тогда как частные случаи пока не нашли в нем отражения. К примеру, согласование сделок с акциями и долями при покупке торговой сетью объектов недвижимого имущества. Что касается работы с поставщиками. То, по мнению, большинства экспертов, присутствующих на сессии, ритейлом была выбрана неправильная стратегия регулирования. Дмитрий Востриков, директор, Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» считает, что необходимо сконцентрировать внимание на дисциплине оплаты, чтобы поставщики получали деньги в положенный срок. Те поставщики, кто не может попасть в сети, больше всего пытаются работать через региональные власти и просить повлиять на сети. Самый правильный вариант - это достижения диалога и совместная работа. Система не может существовать без обратной связи.

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться