Интервью министра потребительского рынка и услуг Московской области Екатерины Семеновой Информационному агентству ИНТЕРФАКС

26 сентября 2013

Министр потребительского рынка и услуг Московской области Е.Семенова: "Некоторые местные администрации откровенно саботировали указания по закрытию нелегитимных рынков".

С 1 января 2013 года вступила в силу норма федерального законодательства, которая предусматривает расположение розничных рынков исключительно в капитальных строениях. Торговое сообщество Подмосковья оказалось не готово к исполнению этого требования, и власти начали массово закрывать нелегитимные объекты. О том, какими темпами идет этот процесс сегодня, "Интерфаксу" рассказала министр потребительского рынка и услуг региона Екатерина Семенова.

- Сколько рынков, не соответствующих требованиям законодательства, закрыто на сегодняшний день?

- По последней информации, речь идет о порядка 60 объектах. Но скажу честно, цифры, указанные на бумаге, и количество реально закрытых рынков могут разниться. Дело в том, что некоторые муниципальные чиновники, заявляя о закрытии той или иной точки, лукавят: после отчета перед вышестоящими инстанциями, объекты открываются повторно.

Я могу быть абсолютно уверена в судьбе тех точек, где процесс ликвидации несанкционированной торговли непосредственно контролировало министерство потребительского рынка и услуг Московской области. На сегодняшний день мы полностью отработали механизм и процедуру закрытия незаконных розничных рынков: от мониторинга и выявления объектов до заседаний представителей всех прямо или косвенно отвечающих за работу розничных рынков служб. Когда межведомственная комиссия по розничным рынкам Московской области (МВК) признает объект не соответствующим федеральному законодательству, по его территории развешиваются уведомления. Делается это для того, чтобы предприниматели смогли найти новое легальное место для своей торговли, не подписывали соглашения о пролонгации договоров аренды, не вносили арендную плату вперед. Затем на место приезжает группа, которая перекрывает все входы на рынок бетонными блоками и выставляет пост дорожно-патрульной службы. Разрешается только вывозить продукцию и демонтировать конструкции, подлежащие сносу. Практика показывает, что в течение пары недель торговый объект перестает существовать, поскольку предприниматели уходят, они не имеют возможности торговать, получать прибыль, и рынок ликвидируется.

Кстати, напомню, что, в первую очередь, мы закрывали нелегитимные рынки вокруг МКАДа. Они создавали существенную транспортную напряженность. В начале таких объектов было 18, свою деятельность уже прекратили 11 из них.

- Какие торговые объекты будут предложены населению взамен закрытых рынков?

- В целом, на территории Московской области, согласно нашему плану, должно функционировать 438 рынков. Пока только 28 точек отвечают требованиям федерального и областного законодательства. То есть, предстоит открыть, а по существу, отстроить заново еще 410 объектов. Но на это нужно время, а покупательский спрос и спрос предпринимательского сообщества на торговые площади есть уже сейчас. Поэтому мы решили расширить возможности организации нестационарной торговли - посредством киосков и павильонов. Если в 2012 году предполагалось всего 11 тысяч таких объектов, то сейчас мы увеличили их количество до 35 тысяч на ближайшие два года, пока будут строиться рынки.

Хочу отметить, что мы четко прописали правила, какими должны быть киоски и павильоны. В том числе определили, что на территории одного района такие объекты могут иметь не более пяти архитектурных форм. Это сделано для того, чтобы облик муниципалитета не портили так называемые архитектурные изыски, которые приходят в голову некоторым предпринимателям.

- Расскажите, какими будут новые рынки.

- Мы сократили максимальный размер розничных рынков до двух гектаров. Здания не должны превышать двух этажей, при этом допустим цокольный этаж. Общая площадь - не более 16 тысяч кв.м. Обязательным является наличие определенных зон: где хранят продукты, где ведут административно-хозяйственную деятельность, где отдыхают продавцы (здесь располагаются душевые и раздевалки) и, конечно, зона, где непосредственно ведется торговля. Необходимы также лаборатория для проверки продуктов и помещение для проверочных мероприятий, в котором может располагаться и охрана.

Что касается минимальной торговой площади рынков, то она составит примерно 350 кв.м., то есть порядка 30-40 мест. Для небольших поселков, численностью примерно 1500 человек, этого вполне достаточно.

Хочу также отметить, что в отношении рынков всех размеров мы определили квоту для местных сельхозпроизводителей: от 10 до 15% торговой площади в зависимости от сезона должно быть предоставлено нашим фермерам и представителям личных подсобных хозяйств. Квота обязательна к исполнению, в случае нарушения на владельца рынка будет накладываться штраф.

- Когда процесс закрытия нелегитимных рынков в регионе только стартовал, Вы упоминали о целом ряде проблем, с которыми сталкиваются сотрудники министерства в этой работе, например, об отсутствии понимания со стороны местных властей. Изменилось ли что-либо с тех пор?

- Некоторые муниципальные администрации не просто занимали пассивную позицию в этом вопросе, а откровенно саботировали те указания, которые давались на правительственном уровне. Не секрет, что объекты с теневым оборотом, а стихийные рынки таковыми и являются, всегда имеют "покровителей". Так что стоит признать: и чиновники, и правоохранительные органы на местах зачастую знали о том, что нарушается закон, но не предпринимали достаточных мер для исправления ситуации. Тем не менее, со временем к большинству пришло понимание. Начались "подвижки"… Хотя я, опять же, не могу в этом отношении выделить муниципальные образования-лидеры: на 1 января этого года к исполнению требования об обязательном расположении рынков в капитальных зданиях не подготовился никто.

Нормализировать этот процесс помогли не только мероприятия по закрытию нелегитимных объектов, которые мы проводим вместе с уполномоченными органами, но и разработка нормативной базы. Было, в частности, обозначено, что же такое розничный рынок.

Когда мы в ноябре прошлого года начали по поручению врио губернатора Московской области Андрея Воробьева проводить межведомственные комиссии, то столкнулись с весьма вольными трактовками этого понятия. Что только не делали управляющие компании, чтобы уйти от ответственности! Выдавали свидетельство о собственности на некапитальное здание, переходили из одного формата в другой. Мы даже наблюдали ситуации, когда объекты занимали земельные участки, предназначенные, скажем, для целей радио- и телевещания. И владельцы рынков уверяли нас, что протекающая там торговля каким-то образом связана с назначением территории.

- В одном из своих выступлений, Вы говорили, что жители тех муниципальных районов, что расположены вдали от МКАД, испытывают хронический дефицит объектов торговли и услуг. Каких именно предприятий населению не хватает? С какими причинами Вы это связываете?

- Специфика нашей дорожной инфраструктуры поспособствовала тому, что на границе столицы и Московской области сосредоточились все крупные торговые комплексы. Ничего удивительного в этом нет - экономика тянется к наиболее оживленным территориям, а где, как ни вдоль МКАДа, чувствуется пульс агломерации? А вот вглубь Подмосковья бизнес идет с неохотой: сегодня это экономически нецелесообразно из-за проблем с транспортной доступностью. И в этой ситуации наша ключевая задача - распределить торговые объекты равномерно и по всей территории региона, поскольку население в них, действительно, нуждается. Не хватает магазинов шаговой доступности, что приводит к размаху такого явления как воскресные поездки в гипермаркеты, расположенные на МКАДе.

При этом дефицит торговли и услуг – источник не только транспортных проблем, но и определенной социальной напряженности. Нерационально тратятся деньги наших жителей, которые, приобретая впрок большое количество продуктов, по истечении срока годности половину из купленного выкидывают в мусорную корзину. Катастрофически мало в Подмосковье заведений общественного питания, особенно, эконом-класса. Мы испытываем дефицит почти 300 тысяч посадочных мест. Если, в среднем, кафе становится выгодным при наличии 40-60 посадочных мест, можете представить, сколько объектов общепита нам необходимо создать. И я уже не говорю об острой потребности в таких заведениях, как прачечные или химчистки...

Чтобы исправить эту ситуацию, мы разработали матрицу жилого района, где должно оказываться, как минимум, 13 наиболее популярных услуг. Она нашла свое отражение и в государственной программе. Сегодня мы с коллегами работаем над градостроительными нормативами, где пропишем необходимое количество объектов не только социальной, но и бытовой инфраструктуры. Тем более что это прикладная точка для развития того малого и среднего бизнеса, который сейчас активно поддерживается как на региональном, так и федеральном уровне.

- Вы говорили о нехватке магазинов шаговой доступности в Московской области. Сколько их будет организовано в ближайшие годы?

- Сегодня мы имеем около 1200 магазинов шаговой доступности. Исходя из количества подмосковных жителей и имеющейся застройки, необходимо ещё, как минимум, 3000 подобных объектов. Минимаркеты могут располагаться как в отдельных зданиях, так и на первых этажах жилых домов. К последнему способу организации торгового пространства сейчас охотно прибегают, что немудрено, ведь это международная практика.

- Но будут ли это магазины крупных торговых сетей или объекты малого бизнеса? Вопрос продиктован тем, что на сегодняшний день в городах региона активно развиваются торговые сети, замещая магазины, которые создают местные предприниматели.

- За торговой матрицей правительство следить не уполномочено, у нас в стране свободный рынок. К тому же, я бы не стала проводить четкую грань между минимаркетами торговых сетей и магазинами местных предпринимателей. Сети ведь тоже бывают разными.

Плюс, если речь идет о возможности ознакомления с новыми товарами, то её предоставляют ярмарки. Мы ещё в прошлом году четко прописали правила организации таких мероприятий. Документ, как мне кажется, настолько качественный, что не вызывает никаких вопросов. Однако исполнение его в некоторых муниципальных образованиях оставляет желать лучшего. Ряд местных глав почему-то категорически не хотят проводить на подведомственной территории ярмарки, что я считаю абсолютно неправильным.

- В продолжение этой темы: сейчас проходит цикл ярмарок "Дары Подмосковья", где местные производители реализуют свою продукцию. Какие ещё тематические ярмарки планируется организовать?

- Наша ключевая цель в этом направлении - возродить русскую ярмарочную культуру. Напомню, что первым показательным мероприятием такого рода стала масленичная ярмарка-гулянье в Мытищах. Событие получилось красочным и зрелищным, его охотно освещали средства массовой информации.

В дальнейшем мы планируем организовывать ярмарки, приуроченные к яблочному Спасу, Дню знаний, Новому году. Все это традиционные семейные праздники, к которым готовятся загодя. О своих намерениях по проведению таких тематических торговых мероприятий уже заявило около 70% муниципальных образований.

- Давайте поговорим и о другом направлении деятельности министерства потребительского рынка и услуг - регулирование похоронной отрасли. Какова ситуация в этой сфере на сегодняшний день?

- Факт в том, что сейчас данная отрасль на 99% находится в тени. Она крайне криминализирована: зачастую информацию об умирающем человеке некие структуры получают ещё в то время, когда он находится в медицинском учреждении. И сразу после его смерти эти "предприниматели" начинают "раскручивать" на деньги родственников, пока те находятся в состоянии шока. Самое страшное, что власть на эту ситуацию повлиять не может, поскольку в данной сфере отсутствует государственное регулирование. Действующий в настоящее время закон не дает мотивации для ведения честного бизнеса. Чтобы исправить сложившееся положение, на федеральном уровне была создана рабочая группа, работу которой курирует первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов.

17 сентября состоялось заседание по вопросу совершенствования государственного управления и похоронного дела, на котором Московская область была выбрана в качестве пилотного региона, как в работе по совершенствованию законодательства в сфере похоронного дела, так и в его практической реализации.

Пилотный проект будет заключаться в формировании общих требований, порядка, правил содержания и использования кладбищ. Главная задача, которая стоит перед всеми нами – вывести отрасль погребения и похоронного дела "из тени". Для этого необходимо создать понятный и прозрачный законодательный механизм. Нам надо жить не вчерашними и позавчерашними реалиями, а требованиями завтрашнего дня. Значит, необходимо прописать правила по организации альтернативных видов захоронений. Сегодня новые кладбища необходимо строить только по новым стандартам – и их тоже нужно продумать, прописать, а затем реализовать на практике. Говоря о пилотном проекте, мы также подразумеваем формирование новых стандартов услуг, которые также и прежде всего будут направлены на прозрачность, на полное искоренение мошенничества, обмана и коррупции.

Да, навести порядок в этой отрасли – архисложная задача, но это сделать необходимо. Тем более что 13% от общего числа российских кладбищ находятся на территории Московской области.

- И все равно кладбищ не хватает?

- К сожалению, да. Особенно прискорбно, что в Подмосковье не развито использование альтернативных способов захоронения. В ведении региона нет ни одного крематория, тогда как столице принадлежит четыре таких учреждения. Поэтому, когда родственники ушедшего человека решают проводить его в последний путь подобным образом, они вынуждены пользоваться услугами московских крематориев. Поэтому нам, безусловно, нужна своя материальная база. К её созданию мы планируем подключить инвесторов. Форма проекта – государственно-частное партнерство. То есть печи крематория в обязательном порядке будут принадлежать муниципалитету или региону. А сам комплекс может обслуживаться частной управляющей компанией. Для инвестора проект окупится путем создания различных сопутствующих сервисов – косметология, бальзамирование, хранение тела. Однако замечу, что организации, которые будут оказывать эти услуги, на наш взгляд, обязаны пройти лицензирование.

- Расскажите о том, как в ближайшие годы будет развиваться сеть кладбищ на территории Московской области.

- Конкретные участки под места захоронений станут выбираться в зависимости от площади свободной земли, которой обладает тот или иной район. Но уже сейчас можно сказать, что если мы хотим организовывать кладбища, удовлетворяющие всем санитарным нормам, то они должны носить межмуниципальный характер, то есть быть общими для нескольких поселений.

Далее, мы планируем популяризировать альтернативные способы захоронения. Благодаря этому удастся ограничить разрастание кладбищ. Кстати, на сегодняшний день это одна из острейших проблем. Провоцирует её то, что в Московском регионе хоронят, в основном, традиционно в землю. При этом земельный ресурс является бессрочным. Мы выявили на территории области около 25 тысяч брошенных могил, но законодательство не позволяет запустить их во вторичный оборот.

Из-за этого кладбища достаточно быстро растут. Усугубляет ситуацию и то, что вокруг таких объектов, как правило, отсутствуют заборные сооружения. В итоге, мы имеем целый ряд проблем. Например, некоторые места захоронений занимают земли лесного фонда. А леса у нас в большинстве своем являются защитными зонами. Поэтому, если и говорить об амнистии для таких кладбищ, то только в пределах сегодняшних границ.

- По Вашему мнению, какими должны стать подмосковные кладбища?

- Местами массового посещения не только из-за моральной ценности, но и ввиду исторического, культурного значения. Посмотрите на европейские кладбища, куда наносят визиты туристы из всех стран мира. Хотелось бы, чтобы и в Московской области появились такие знаковые объекты. 

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться