Главная проблема закона о контрактной системе – отсутствие контроля

10 декабря 2014

В рамках IV Всероссийская конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей прошел круглый стол по проблемам предпринимательства в сфере государственных закупок. Модераторами выступили общественный омбудсмен по госзакупкам Сергей Габестро и общественный омбудсмен по электронной торговле Илия Димитров. Участники обсудили практику реализации нового Федерального закона №44 «О Федеральной контрактной системе», сообщается на сайте Ombudsmanbiz.ru.

С.Габестро заявил, что данный закон – «дитя компромиссов, и наша общая задача - доработать его». По его мнению, на данный момент главная проблема закона – отсутствие единой системы контроля. На федеральном уровне роль контрольных органов выполняет Федеральная антимонопольная служба и Росфиннадзор. На региональном уровне к ним добавляются региональные контрольные органы, на муниципальном – муниципальные. «То есть хуже всего заказчик и подрядчик чувствуют себя в самом низу этой пирамиды, на муниципальном уровне, - считает С. Габестро. – Там не только больше всего проверяющих, но и ниже всего их квалификация». Это приводит к росту штатной численности муниципальных контрольных органов и развитию негативных тенденций – таких как гринмейл и «крышевание» со стороны контрольных органов в плане шантажа обжалованием контрактов.

Ситуация усугубляется отсутствием единой системы координат у контролирующих органов. На одни и те же процедуры разные органы смотрят по-разному. В случае же с ФАС, региональные управления (УФАС) в отсутствии единой системы контроля имеют каждое свой взгляд на процедуры, а обжаловать действия УФАС в федеральной службе малореально. Кроме того, по словам С. Габестро, сегодня 44-й Ззкон лишает заказчиков и подрядчиков права на судебное обжалование решений контрольных органов. «Их решения вступают в действие немедленно, и даже если суд примет решение не в пользу контрольного органа, то оно уже будет исполнено – рассказал он. – Это ведет к тому, что многие заказчики заключают контракты «задним числом», игнорируя такие решения и нарушая закон».

Комплексным решением, которое позволит избавиться от гринмейла, а также поставит заслон от шантажа и некомпетентности ос стороны контрольных органов, по мнению С. Габестро, может стать введение большой госпошлины за подачу жалобы на итоги аукциона или контракта. «Потеря денег – это стимул, еще одним стимулом могла бы стать норма о дисквалификации сотрудников контрольных органов, жалобы которых были более трех раз успешно обжалованы в суде».

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться