Антимонопольный закон не должен касаться малого и среднего бизнеса

13 марта 2014

На днях состоялась бизнес-конференция «Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Пределы антимонопольного правоприменения».

В ней приняли участие представители Национальной ассоциации институтов закупок, Федеральной службы по тарифам, Минэкономразвития, бизнес-сообщества, в т.ч. «Деловой России». Участники бизнес-конференции обсудили вопросы влияния модернизации антимонопольного законодательства на предпринимательскую деятельность.

Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков:

«По идее, в любой развивающейся стране антимонопольное регулирование не нужно вообще. Лет через двадцать, когда компании разовьются, сформируются рынки, тогда, возможно, нам и понадобится некий арбитр между ними. А пока что слишком велик риск, что под антимонопольное регулирование будут подпадать предприятия малого и среднего бизнеса, не являющиеся монополистами. Поэтому «Деловая Россия» и предлагает, чтобы большинство статей антимонопольного закона не касались малого и среднего бизнеса. Можно даже установить количественную планку по объему оборота: если, например, он вырос до миллиарда рублей – значит, компания развита, и только тогда к ней можно применять антимонопольное регулирование, но и то с большой осторожностью и по очень весомым причинам.

Есть также предложение вменить ФАС обязанность доказывать (при вынесении решений о нарушении) чрезмерную полученную от монопольной деятельности чистую прибыль с учетом окупаемости проекта. Но здесь нам было важнее в принципе внедрить в качестве обязательной практику доказательного анализа рынка. И ФАС в этом наконец-то с нами согласилась. Я думаю, в дальнейшем надо будет совместными усилиями создавать методики анализа рынка для различных случаев.

Особенно недопустимо антимонопольное регулирование предприятий, чей бизнес строится на результатах интеллектуальной деятельности: это изобретения, уникальные технические решения. Если бы в США действовала мера по ограничению оборота товаров, произведенных с использованием интеллектуальной собственности, то такие компании, как Apple, Microsoft, являющиеся монополистами в своих сферах, никогда не стали бы такими, какими мы их знаем сейчас. У одной Apple 600 тыс. сотрудников по всему миру. Мы же почему-то копируем не лучшую практику западных стран, вводя излишние для нас запреты.

Поэтому нужна внятная государственная политика противодействия разгулу госмонополий. Где-то следует создавать параллельные структуры, где-то выводить некоторые виды деятельности на аутсорсинг. Вряд ли это можно сделать в рамках антимонопольного законодательства; скорее всего, нужна специальная комплексная государственная программа, разработанная при участии всех заинтересованных министерств и ведомств. В принципе мы близки к такому решению: в «дорожной карте» по развитию конкуренции уже заложены многие здравые идеи. Надо просто этот план действий довести до ума. Но использовать его для ужесточения антимонопольного законодательства недопустимо, иначе частный бизнес так и останется в зачаточном состоянии».

Комментарии

Комментариев нет.

Введите комментарий

Для добавления комментария Вам необходимо авторизоваться