Общие положения по государственным закупкам

Описание объекта

В документации о закупке заказчик обязан дать описание объекта закупки, которое является единым независимо от способа его осуществления и должно соответствовать следующим требованиям:

  • нести объективный характер;
  • содержать указания на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики;
  • должно по возможности содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик.

В описание объекта закупок не должны включаться сведения о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях и иных способах идентификации конкретного товара или производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупок.

Исключение возможно только в случае, если не имеется другого способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Указание на иные средства индивидуализации товара или производителя по общему правилу также не допускается.

Также, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуги потребностям заказчика.

В документации указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Начальная (максимальная) цена контракта

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчик обязан руководствоваться одним или несколькими из следующих методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Метод сопоставления рыночных цен (анализ рынка) является приоритетным.

При использовании метода сопоставления рыночных цен заказчик устанавливает начальную (максимальную) цену контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ и услуг, планируемых к закупкам, а при отсутствии идентичных товаров, работ и услуг - однородных товаров, работ и услуг.

Вопрос об идентичности или однородности товаров, работ и услуг заказчик решает самостоятельно, руководствуясь методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги.

Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами строительных работ;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами.

Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов

При проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок.

При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим соответствующим законодательством).

Размер обеспечения должен составлять от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, а при проведении аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта не выше 3 млн. руб. - 1 процент.

В случае если участником закупки является субъект малого предпринимательства, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.

Допустимы два способа обеспечения заявок: внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии.

Обеспечение заявок при проведении электронного аукциона может предоставляться только путем внесения денежных средств.

Для других способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть внесена в реестр банковских гарантий, являться безотзывной и должна содержать:

  • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;
  • обязательства принципала;
  • обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются участнику конкурса или аукциона в следующих случаях:

  • подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или аукционе;
  • отклонение заявки участника закупки;
  • отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • отзыв заявки участником до окончания срока подачи заявок;
  • получение заявки на участие в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
  • отстранение участника закупки от участия в конкурсе или аукционе.

Банковская гарантия в указанных случаях не возвращается, взыскание по ней не производится.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, не возвращаются, либо денежные суммы по банковской гарантии уплачиваются в следующих случаях:

  • уклонение или отказ участника закупки от заключения контракта;
  • непредоставление или предоставление с нарушением условий обеспечения исполнения контракта заказчику до заключения контракта;
  • изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок.

Обеспечение исполнения контракта

Заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов.

Исключение предусмотрено только для некоторых видов госконтрактов, заключаемых по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), для таких контрактов заказчик вправе установить обеспечение, но не обязан это делать.

Исполнение контракта может быть обеспечено по выбору участника закупки либо внесением денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии.

В отношении банковской гарантии установлено требование о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Контракт заключается только после предоставления обеспечения.

Размер обеспечения:

  • от 5 до 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн. руб.;
  • от 10 до 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. руб., но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрен аванс).

Размер обеспечения может быть уменьшен в ходе исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя), который вправе предоставлять заказчику новое обеспечение, уменьшенное в соответствии с объемом выполненных обязательств по контракту.

Одновременно с этим поставщик (подрядчик, исполнитель) может изменить и способ обеспечения исполнения контракта.

Общие критерии оценки заявок

Для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В документации о закупке заказчик указывает используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.

При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.

Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять вышеуказанные критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять величины значимости критериев.

Сообщение сведений о выгодоприобретателях

Участник закупки, заключающий контракт с начальной ценой выше установленной Правительством РФ, обязан предоставить заказчику сведения о фамилиях, именах и отчествах следующих физических лиц:

  • своих выгодоприобретателей;
  • единоличного исполнительного органа хозяйственного общества;
  • членов коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества;
  • руководителя учреждения или унитарного предприятия;
  • иных органов управления юридических лиц участников закупки.

Указанная информация представляется участником закупки не позднее чем за семь дней до даты заключения контракта.

В контракте должно быть предусмотрено условие, согласно которому за непредставление такой информации поставщик (подрядчик, исполнитель) несет ответственность в форме взыскания пеней в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты ставки рефинансирования Банка России от цены контракта.