8 (495) 363-44-29
Наши услуги
8 (495) 363-44-29
Изображение от freepikПоддержка малого бизнеса в России вынесена в отдельный национальный проект с труднопроизносимым названием «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в рамках которого декларируются сотни различных видов помощи: от содействия в  разработке бизнес-плана до льготных кредитов предпринимателям и сниженной арендной ставки на имущество.

Вместе с тем, в России действует базовый Закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года. В нем подробно описано, кто может претендовать на господдержку и в каких ее проявлениях. Отдельное внимание уделяется имущественной поддержке. И осенью прошлого года наш центр провел независимое исследование на предмет того, как эта самая имущественная поддержка реализуется в Московской области (спойлер: зачастую неудовлетворительно). 

В нашем материале мы на конкретных примерах показали общую картину. Но сравнительно недавно к нам обратился реальный предприниматель из Подмосковья с частным примером — из своего собственного опыта. В попытке арендовать участок в муниципальной собственности ему пришлось дойти до суда и уже там доказать свою правоту. Подробнее в нашем сегодняшнем эксклюзиве.

Хождения по инстанциям

Индивидуальный предприниматель Вадим Анатольевич Охотник занимается производством одноразовой посуды. У него есть собственный цех в городском округе Красногорск, сотрудники-профессионалы с большим опытом работы и налаженный бизнес. 

Однако рано или поздно любой бизнес сталкивается с необходимостью масштабирования. В данном случае драйвером послужил активный рост производств в данной сфере. Как отмечает сам Вадим Анатольевич, для новых компаний самым простым способом заявить о себе является демпинг по ценам. Конкурентное снижение стоимости собственной продукции можно перекрыть увеличением продаж, а значит, появляется необходимость в расширении производственных мощностей. Одна проблема: найти подходящий участок площадью в 15-20 соток. 

К тому же участок должен быть расположен в пределах Нахабино, так как все сотрудники действующего производства живут или в самом поселке, или в его предместьях. Важно понимать, что свой коллектив предприниматель буквально взращивал, чтобы все они стали высококлассными профессионалами. Соответственно, земля где-то в отдаленных округах не подходит, так как сотрудники попросту не будут туда ездить, а искать новых — дело неблагодарное. Бизнес не понаслышке знает, какая в Подмосковье ситуация с кадрами — мы и сами об этом писали в одном из эксклюзивов

Но, как говорится, кто ищет — тот всегда найдет. Действительно, подходящий участок в Нахабино имеется. Вот только выставить его на торги оказалось задачей не из легких…

Первым делом — еще осенью 2022 года — Вадим Анатольевич пошел в администрацию Красногорска, чтобы обсудить перспективы с уполномоченным лицом. Чиновник внимательно выслушал предпринимателя, после чего предельно просто обрисовал картину, суть которой сводилась к следующему: 

«Земли нет, а вы слишком маленькие, поэтому нам особо не интересны. Нам интересно привлекать сюда инвестиции крупных компаний».
Подобные разговоры зачастую ставят крест на желании отдельных людей заниматься бизнесом. Однако Вадим Анатольевич, зная свои права и обязанности, не стал сдаваться и решил пойти установленным законом путем. 

Попытка №1

IMG-20240328-WA0007.jpgПредставители малого и среднего бизнеса имеют полное право обратиться к местным властям с просьбой выставить на торги на право аренды приглянувшийся участок в муниципальной собственности, если он никем не используется. Пустой участок (см. фото слева), который заинтересовал нашего предпринимателя, подходит ему по ВРИ, находится в муниципальной собственности, но не стоит на кадастровом учете. 

Соответственно, первым делом был приглашен кадастровый инженер, совместно с которым были определены границы нужной территории. Уже в феврале 2023 года Вадим Анатольевич направил весь комплект документов и заявку на предоставление земли в аренду через РПГУ.

В конце марта пришел ответ: в услуге отказано. В официальном ответе администрации Красногорска (есть в распоряжении редакции ЦРП МО) указаны следующие причины:
  • испрашиваемый участок ограничен в обороте, так как расположен в границах иных лесничеств (сведения подлежат уточнению);
  • на участке расположены строения (дорога общего пользования, согласно акту осмотра), в связи с чем он не может быть предметом аукциона.
В первом же обосновании в глаза бросается фрагмент «сведения подлежат уточнению». То есть конкретными данными администрация не владеет, но в предоставлении участка уже отказывает. При этом на самом участке какие-то бы то ни было зеленые насаждения попросту отсутствуют, не говоря уже о лесах. 

Более того, вокруг ведется активное строительство. Например, на соседнем участке создается медицинское производство, да в таком масштабе, что строители — непонятно на каких основаниях — на испрашиваемом наделе разместили стройматериалы.

Вторая причина тоже вызывает откровенное недоумение. Дело в том, что фактически никакой дороги там… нет и в помине! Ни дороги, ни строений, ничего. Только стройматериалы от соседей, как было сказано выше.

Соответственно, предприниматель вполне закономерно предположил, что все это просто какая-то ошибка и записался на прием в Управление земельно-имущественных отношений администрации Красногорска. Правда, на всякий случай составил запрос на предоставление копий документов, послуживших основанием для отказа: сводную информацию Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области с указанием того, что участок ограничен в обороте, а также акт осмотра с указанием строений на данной земле. 

Конструктивного диалога с представителями чиновничьего аппарата вновь не получилось. Ответственный чиновник, по словам Вадим Анатольевича, сообщил ему, что сам выезжал на спорный участок, сам же составлял акты осмотра и своими глазами видел дорогу и строения. Тогда предприниматель попытался отдать должностному лицу письменный запрос на предоставление копий актов, но тот отказался, в устной форме объяснив, что эти документы предназначены только для внутреннего пользования и никому не выдаются. На официальный запрос, направленный через канцелярию администрации, чиновники также решили не отвечать предпринимателю.

Попытка №2

Конечно, после таких хождений по мукам и инстанциям Вадиму Анатольевичу захотелось обратиться в суд, но все же предприниматель решил попытать счастье еще раз, но уже с другим наделом. Второй участок расположен неподалеку от станции Нахабино, примерно в 100 метрах от железной дороги (см. фото справа). Он находится в муниципальной собственности, но никем не используется, давно заброшен и за долгое время изрядно зарос мелкими кустарниками и редкими деревьями. 

IMG_20240404_132021.jpgПредприниматель вновь повторил всю процедуру по разграничению участка. Учел даже то, что неподалеку расположена газораспределительная станция: связался с профильной организацией и выяснил — никаких газовых труб под землей в этом месте не проходит, а значит, можно вести строительство.

Второй запрос на предоставление участка в аренду ждала участь первого: снова отказ. Ответ пришел 25 мая 2023 года. На этот раз основанием для отказа стало то, что «испрашиваемый земельный участок полностью входит в схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденную постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 №230/8 (ред. от 07.07.2022)».

Но! На сайте Красногорской администрации имеется карта градостроительного зонирования, согласно которой испрашиваемый участок входит в зону общественно-промышленного назначения. Таким образом, получается, что информация на официальном ресурсе не соответствует той, что указана в не менее официальном ответе на запрос — или же наоборот. 

И это вызывает массу вопросов. Например, а зачем тогда нужна такая карта, если бизнес не может ей доверять? А если она верна, тогда почему власти руководствуются некорректной информацией? А может, все дело в том, что внутри администрации возникла какая-то путаница, но тогда почему с ней никто не разбирается? Как вообще администрация может эффективно работать, если руководствуется взаимоисключающими сведениями? Или же они руководствуются совершенно другими, непрозрачными для обычного человека критериями при распределении земли? К сожалению, ответов на эти вопросы ни у кого нет.

А Вадим Анатольевич, получив уже второй отказ на сомнительных основаниях, в июне прошлого года обратился в областную прокуратуру с просьбой проверить законность полученного от муниципальной администрации ответа и принять надлежащие меры. Последняя, в свою очередь, направила все документы в Красногорскую городскую прокуратуру, о чем уведомила предпринимателя. Увы, на этом связь с надзорными органами оборвалась, так как более никаких сообщений от них не поступало.

И на этом фоне смешно и одновременно грустно наблюдать периодически появляющиеся в СМИ пресс-релизы о разнообразных отчетных мероприятиях, начитавшись которых действительно начинаешь думать, что защита прав предпринимателей является одним из ключевых участков работы надзорных органов. Да, наверное, какие-то случаи успешной работы имеют место, но вот насколько эта работа системна? Сдается, что нет.

Попытка №3

Чтобы не затягивать время и не ждать у моря погоды, предприниматель решил вновь попытать счастья с первым участком, но уже обрезав его почти в два раза. Тут важно отметить: Вадим Анатольевич по натуре человек добросердечный и неконфликтный. 

уч2.PNGВидя, что часть испрашиваемого участка занята стройматериалами с масштабных работ на близлежащем наделе, он решил сохранить хорошие отношения с соседями, а потому не стал претендовать на занятую ими землю. Хотя, с юридической точки зрения, имел полное право, так как у строителей попросту нет никаких законных оснований для размещения оборудования или материалов за пределами своего участка.

Итак, процедура с разметкой надела повторилась уже в третий (!) раз. В итоге площадь надела снизилась с 54 до 31 сотки (слева фрагмент схемы нового участка после обрезки).

Предприниматель вновь отправил запрос в администрацию, но в этот раз ждать ответа пришлось довольно долго. Если в предыдущих случаях чиновники реагировали в течение 30 дней, то на этот раз ответ был дан только 19 октября, по истечении нескольких месяцев. 

И вот еще один интересный момент. Власти имеют право рассматривать обращение в течение 95 рабочих дней, если отсутствует схема расположения земельного участка. Но у нашего предпринимателя она была! Соответственно, и ответ должен был поступить в течение месяца!

Хотя, конечно, срок в 95 рабочих дней сам по себе наглядно характеризует реальный подход к «содействию развития малого и среднего предпринимательства». О каком его развитии можно говорить, если самый ценный ресурс — время — съедается бюрократическими проволочками?
И вновь — отказ! Причина: «испрашиваемый земельный участок расположен в границах иных лесничеств». На этот раз данный факт утверждался безапелляционно и без приписок о необходимости уточнения, как в первом случае. В пояснении также сообщалось о наличии дороги и строения — однако в этот раз данные сведения не были внесены в качестве обоснования.

Получив третий отказ в аренде земельного участка, Вадим Анатольевич принял решение перевести ситуацию в иную плоскость, а именно — добиться справедливости через суд.

Суд

Административный иск о признании незаконным решения администрации городского округа Красногорск предприниматель направил в ноябре прошлого года. Первое заседание Арбитражного суда Московской области состоялось 14 декабря.

По словам Вадима Анатольевича, судья, надо отдать ему должное, хотел докопаться до самой сути, а потому в устной форме попросил представителя Комитета по архитектуре и градостроительству к следующему заседанию предоставить конкретный документ, подтверждающий, что данный участок действительно находится в лесном фонде. При этом необходимость в подготовке таких документов была отражена в определении об отложении разбирательства.

Второе заседание прошло 6 февраля текущего года, но никаких документов Комитет представить так и не смог. Тогда судья направил запрос на истребование сведений о наличии/отсутствии пересечения земель лесного фонда с границами испрашиваемого участка. 
Более того, перед администрацией городского округа Красногорск была поставлена задача составить акт по результатам осмотра спорной территории. Как нам рассказал предприниматель, чиновники очень долго не хотели туда ехать, но все же приехали. 

Судью, прежде всего, интересовало наличие какой-либо растительности, которая могла бы свидетельствовать о принадлежности к землям лесфонда. Однако таковой не оказалось: вместе с истцом представители администрации убедились, что участок никакими насаждениями не занят. По-прежнему на нем отсутствовали и какие-либо дороги или иные сооружения.
Последнее заседание прошло 21 марта без представителя администрации, так как он попросту не явился. Суд принял сторону предпринимателя, признал решение администрации городского округа Красногорск незаконным и обязал выставить испрашиваемый участок на торги правом аренды. 

В администрации представителю Вадима Анатольевича сказали, что намерены обжаловать решение первой инстанции в апелляционном и кассационном судах, так что эта тяжба, увы, еще не закончена.

Итоги

Данная история, отлично показывает, насколько далеко на практике может расходиться красивая картинка о поддержке предпринимательства, которую нам каждый день рисуют официальные СМИ, с реальностью, с которой сталкивается малый бизнес, когда пытается этой поддержкой действительно воспользоваться. 

Вся ситуация выглядит следующим образом. Есть предприниматель, осуществляющий свою деятельность в производственной сфере, коей в последние годы у нас везде почет — о чем постоянно трубят на всех официальных ресурсах. У предпринимателя есть желание расширить свое производство, есть и финансовые ресурсы на своевременную оплату аренды в полном размере, то есть он даже не претендует на льготную аренду для малого бизнеса!

В свою очередь у администрации имеется пустой участок, который никем не используется, но… никому не сдается! Позиция «собаки на сене» никоим образом не способствует пресловутому развитию малого бизнеса, а очень даже наоборот — существенно его тормозит. 

Три попытки получить в аренду хотя бы один из трех земельных участков закончились административными барьерами, преодолеть которые удалось только через суд! И здесь еще стоит отметить, как признает сам Вадим Анатольевич, что очень повезло с судьей, который радел за закон и истину, не опасаясь влияния админресурса. 

Фактически, в ходе этой эпопеи, растянувшейся на полтора года, предпринимателю пришлось преодолеть следующие препоны:
  • некорректные данные осмотра участка;
  • неправильное отнесение надела к землям лесфонда;
  • несоответствие фактического зонирования данным карты градостроительного зонирования, размещенной на сайте муниципальной администрации;
  • бездействие прокуратуры.
Три участка, три обращения в администрацию, три судебных заседания — не многовато ли за полтора года? Видимо, администрация округа считает, что нет, раз намерена обжаловать обоснованное решение суда первой инстанции.

Вот и получается, что выставить землю на торги правом аренды — задача не из легких. И для ее решения мало написать соответствующее заявление в муниципальную администрацию. Требуется запастись терпением, подобрать сразу несколько участков (просто на всякий случай), подать многочисленные запросы, а потом еще и судиться. 

На большинстве официальных ресурсов власти и крупных информагентств громко и пафосно декларируется, что государство на всех уровнях оказывает значительную поддержку малому бизнесу. Каждый день на региональных порталах публикуются пресс-релизы про то, что предприниматель получил землю, имущество, льготные условия и так далее. Но, как выясняется, бывают и другие ситуации, которые иначе как откровенно наплевательским отношением к малому бизнесу, граничащему с правовым беспределом, и не назовешь. И что-то нам подсказывает, что таких ситуаций ничуть не меньше, чем первых.

Надеемся, что областные чиновники, ответственные за развитие предпринимательства в регионе, обратят внимание на эту ситуацию и подскажут красногорским коллегам о том, что в стране поставлена задача развивать малый бизнес, а не вставлять ему палки в колеса.

P.S. Мы намеренно не упоминали имена и фамилии действующих лиц за исключением Вадима Анатольевича Охотника (он дал на это согласие). Надеемся, что вся эта история обусловлена добросовестным заблуждением отдельных чиновников. Однако, если этот правовой беспредел не прекратится, в следующих публикациях мы будем освещать ситуацию предельно конкретно.

Центр развития предпринимательства Московской области будет следить за развитием ситуации. А сейчас мы призываем всех представителей малого бизнеса, столкнувшихся с аналогичным отношением, сообщать о фактах нарушения своих прав на почту: info@mspmo.ru. Мы обязательно разберемся в ситуации, привлечем к ней общественное внимание и при необходимости окажем правовую поддержку в решении земельно-имущественных вопросов.

Комментарии пользователей

  • Комментариев нет