Государственная регистрация ИП

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя в начале предпринимательской деятельности осуществляется по месту его жительства в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Регистрация ИП в начале предпринимательской деятельности производится по месту жительства физического лица (по «постоянной прописке»), даже если ИП планирует работать в другом городе и зарегистрирован там по месту пребывания (имеет там «временную прописку»).

По месту пребывания могут регистрироваться только лица, вообще не имеющие постоянного места жительства.

При государственной регистрации в начале малого бизнеса предоставляются следующие документы:

  • Нотариально заверенное заявление по форме № Р21001. С 2011 года заявление в начале предпринимательской деятельности не обязательно заверять, если документы на регистрацию представляет сам будущий предприниматель, при условии предъявления паспорта.

  • Нотариально заверенную копию паспорта (при отправлении документов по почте, при личной подаче — нотариального заверения не требуется). В Москве в начале малого бизнеса, при личной подаче требуют простую копию первого разворота и страниц с пропиской, желательно, на одном листе. Если на двух — то они должны быть скреплены (сшиты) с наклейкой на месте сшивки с указанием числа сшитых листов.

  • Копию квитанции об уплате госпошлины. Госпошлина с 29 января 2010 года составляет 800 рублей.

  • В случае заявления кодов ОКВЭД, указанных в постановлении Правительства от 16.04.2011 № 285, необходимо в начале предпринимательской деятельности приложить справку об отсутствии судимости.

Заявителем при начале малого бизнеса и государственной регистрации ИП может быть само физическое лицо или лицо, действующее на основании нотариально заверенной доверенности.

При государственной регистрации в начало малого бизнеса с нуля  предпринимателю присваивается основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП).

В связи с тем, что с 1 января 2004 г. регистрация ИП с нуля происходит по принципу «одного окна», регистрироваться самостоятельно в ПФР не надо, передачу информации в фонд осуществляет ИФНС.

С 1 января 2011 года регистрация страховаталей в ФОМС не производится. Так что специально в ФОМС обращаться не надо.

После государственной регистрации индивидуального предпринимателя у него на руках должны быть следующие документы:

  • Свидетельство о государственной регистрации в начале предпринимательской деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (с указанием ОГРНИП) по форме Р61001.

  • Уведомление о постановке на налоговый учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации.

  • Уведомление о регистрации физического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Документы из ПФР в начало малого бизнеса с нуля обычно приходят по почте и не выдаются в регистрирующем органе одновременно с документами о регистрации ИП. Если в течение месяца-двух документы не пришли, надо самостоятельно посетить фонд и забрать уведомление.

Кроме перечисленных документов у ИП в начало малого бизнеса с нуля как у физлица должно быть свидетельство с номером ИНН (номер не меняется при регистрации физлица как ИП, т.к. присваивается человеку на всю жизнь) и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (зеленая ламинированная карточка).

Если ИП в начале предпринимательской деятельности собирается открыть расчетный счет в банке, ему потребуется информационное письмо с кодами из Росстата.

В случае появления у ИП наемных работников по трудовым договорам, он обязан встать на учет в ФСС и ПФР как работодатель. Если ИП заключает договор с физ.лицом не трудовой, а гражданско-правовой (договор подряда, услуг и т. п.), то обязанности вставать на учет в ФСС у него не возникает.

Срок постановки на учет в ПФР как работодателя — 30 дней со дня заключения первого трудового договора (Федеральный закон 167-ФЗ, ст. 11). Штраф за нарушение сроков — от 5 до 10 тыс. руб. по ст. 27 Федерального закона 167-ФЗ .

При регистрации с нуля в ПФ ИП как работодателя, присваивается второй регистрационный номер — уже как страхователя-работодателя, который надо указывать в некоторых документах, связанных с наемными работниками.

Срок постановки на учет в ФСС — 10 дней со дня заключения первого трудового договора. Штраф за нарушение сроков — от 5 до 10 тыс. руб. по ст. 19 Закона № 125-ФЗ.