Собственность по закону

16 сентября 2016

Вчера Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев сообщил новость, которая, безусловно, заинтересует бизнес-сообщество. Ведомство готовит новую программу приватизации государственного имущества на 2017-2020 годы. Так, что нужно знать, собираясь вступить в торги с государством?

 

Приватизация проводится в России уже два десятка лет. Претерпев несколько значимых вех в своем развитии, - от спонтанной в конце восьмидесятых, массовой в начале девяностых, так называемой денежной и залоговых аукционов в конце 90-ых, мы, наконец, доросли в начале «нулевых» до принятия вполне цивилизованного документа - 178 федерального закона. С той поры приватизация стала у нас в стране «точечной», как и во всем мире. Основными задачами прогнозного плана приватизации государственного имущества являются определение объектов продажи, а, в конечном счете, пополнение бюджета и снятие с баланса убыточных объектов. Каждый регион, как правило, составляет свою программу приватизации государственного имущества.

Еще к концу 2010 года государство планировало распродать все лишнее имущество. Точнее имущество, которое сочтет лишним. В законе четко обозначено, что государство не выпустит из-под контроля объекты, которые, приносят большой доход и обеспечивают экономическую безопасность страны. Однако с 2006 года началась особая приватизация — «в рамках решений создания интегрированных структур». Таким образом, государство пытается повысить эффективность предприятий, не лишая себя права владения этим имуществом. И этот факт нельзя не учитывать.

Сегодня закон провозглашает «три кита» реализации: продажу государственного или муниципального имущества, в том числе и предприятия как имущественного комплекса в целом; преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество и продажу акций открытых акционерных обществ. И наибольший процент споров, как ни странно, стал возникать вокруг первых двух способов. И это неудивительно: именно первые два аспекта вызвали самые большие сложности в точности определения приватизируемого имущества. На бумаге все довольно гладко: состав имущества определяется в передаточном акте, формируемом на основе инвентаризации предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках. А на деле? Достаточно часто в этом акте оказывается имущество, не подлежащее приватизации.

Тоже самое происходит и при определении состава приватизируемого имущества. Закон обязывает учитывать ограничения, накладываемые 178 Законом. Но так происходит далеко не всегда. Стоимость государственной собственности должна быть определена предельно грамотно. Сегодня процесс ценообразования, имущества продаваемого на аукционах, частично ушли из-под контроля государства. В соответствии с п. 5 ст. 33 ФЗ 178 «Распределение денежных средств, полученных в результате сделок купли-продажи государственного или муниципального имущества» контроль государства осуществляется только «за порядком и своевременностью перечисления полученных от продажи федерального имущества денежных средств в федеральный бюджет», и его осуществляют «уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также Счетная палата РФ». То есть речь идет только о контроле «порядка и своевременности» перечисления средств, и не более того! А какие именно средства лягут в казну – это отдельная тема.

Ознакомившись с материалами расследований общероссийского движения ОНФ «За честные закупки» можно резюмировать: многие сделки по приватизации госимущества осуществлялись по устному согласованию с чиновниками-главами городов и муниципальных образований. В планах приватизации отсутствовали реальные расчеты стоимости приватизируемого объекта,  муниципальная собственность уходит порой за бесценок. Были случаи приватизации объектов культурного наследия, жилые дома приватизировались под видом нежилых помещений без конкурсов и аукционов. Определение цены выставленного на продажу объекта - это самая важная тема для предпринимателя в деле приватизации. Одно и то же здание можно оценить, как за миллион, так и за десять. Цену можно, как занизить до смехотворной суммы, так и повысить до заоблачных высот. К примеру, получить хитрый документ - заключение «специалиста», что оценка проведена без учета стоимости затрат на ремонтно-восстановительные работы. Потом оказывается, что при продаже «арендатору» необходимо будет еще и возместить сумму кратную пяти стоимостям объекта продажи из бюджета муниципалитета или города.

Часто в делах о приватизации отсутствуют отчеты независимых специалистов - оценщиков, что является грубым нарушением. До сих пор не отработана схема, благодаря которой любой предприниматель смог бы, имея на руках исходники объекта продажи, выявить его рыночную стоимость. Очевидно, что отчеты по оценке объектов должны быть публичными, чтобы любой желающий мог их посмотреть и при желании проконтролировать. Будущим собственникам можно пожелать только одно - не жалеть средств на независимую экспертизу и проводить процедуру вторичной переоценки имущества при повторном выставлении на продажу. К сожалению, пока нет и полноценного объединенного электронного ресурса по продаже госимущества на лицензированных электронных торговых площадках, как это происходит в отношении госзаказа. Хотя очевидно, что проведение аукционов только в электронной форме при реализации госимущества позволит установить высокий уровень конкуренции при проведении торгов, исключить сговор на тендерах, значительно повысить прирост средств в местные бюджеты, более эффективно вести борьбу с коррупцией в сфере приватизации госимущества, в том числе используя инструменты общественного контроля.

Материал по теме>>