Результаты «Второго Московского международного форума по иностранным инвестициям».

28 октября 2013

23-24 октября 2013 года в Москве, в Центре международной торговли, прошел «Второй Московский международный форум по иностранным инвестициям». Мероприятие было организовано Правительством Москвы при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ.

Форум был проведен на хорошем, качественном уровне. Значимость форуму придавало участие первых лиц Правительства Москвы (форум открывал мэр Москвы Сергей Собянин), ряда федеральных чиновников и представителей крупнейших российских и зарубежных бизнес-объединений.

Из недостатков мероприятия можно отметить слабую интерактивность, выразившуюся в отсутствии возможности у аудитории задавать вопросы спикерам, а также частое несоответствие фактически обсуждаемых вопросов интересным темам, изначально заявленным в программе.

Первый день работы форума был, в основном, посвящен презентации инвестиционного потенциала Москвы и мер, которые предпринимаются городскими чиновниками по созданию в Москве климата, благоприятного для иностранных инвестиций.

Первая половина второго дня форума была посвящена более общей теме, которую вкратце можно обозначить так: «Как завлечь в регион иностранного инвестора?»

Обобщая выступления спикеров, можно сделать следующие выводы:

  1. На федеральном уровне необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного имиджа России за рубежом. Слабый имидж государства обуславливает изначальный изъян в любой региональной кампании по привлечению инвестиций. Текущее восприятие нас в глазах значительного количества потенциальных иностранных инвесторов недалеко ушло от страны, где люди на улицах пьют водку в обнимку с медведями. При этом спикеры, представлявшие иностранные корпорации и бизнес-объединения, отмечали, что инвестиционные возможности в России в данный момент гораздо более интересны, чем в странах той же Западной Европы.
  2. Иностранные инвесторы становятся все более требовательными. Их уже давно не устраивают пустые наделы земли, где региональные чиновники великодушно предлагает развернуть производство, пусть даже такая земля и предлагается бесплатно. Им нужны участки, уже обеспеченные всеми необходимыми инженерными коммуникациями, нужно понимание ситуации с кадровым обеспечением и т.п. Меньше всего они хотят тянуть за свой счет к площадке инженерные коммуникации по несколько километров длиной, одновременно неся еще и какие-то социальные обязательства, которые им пытается навесить местная или региональная администрация.
  3. Большое значение имеет личность губернатора и профессионализм команды, отвечающей за инвестиционную активность в регионе. Реальный личный контакт губернатора с инвесторами, оперативный отклик и решение всех возникающих у них проблем – вот один из краеугольных камней в формировании положительного имиджа региона в глазах иностранных инвесторов.
  4. Главный ресурс позитивной информации о регионе – уже работающие в нем инвесторы. Именно к ним, в первую очередь, обращаются за информацией иностранные компании, только рассматривающие возможность инвестирования в регион. У них собирают информацию о реальной практике работы в регионе с инвесторами иностранные торгово-промышленные палаты и прочие иностранные бизнес-объединения, выступающие проводниками инвестиций. От того, что расскажут о регионе уже работающие в нем инвесторы, в огромной степени зависит конечное решение потенциального инвестора входить в регион или нет.
  5. Естественно, что для продвижения региона нужно в полном объеме задействовать весь комплекс соответствующих мероприятий, начиная от сбора, обработки и распространения среди потенциальных инвесторов необходимых информационных материалов и заканчивая проведением региональных инвестиционных форумов, а также представлением региона на международных инвестиционных мероприятиях (форумах, конференциях и т.п.).
  6. Немаловажно мнение о регионе крупных международных аудиторских компаний, т.н. «Большой четверки». Например, повышенный уровень коррупционных рисков в регионе способен поставить крест на любой самой грамотной пиар-компании. Иностранные инвесторы в большинстве своем абсолютно не готовы иметь ничего общего с этой стороной российской действительности.

Источник: Центр развития предпринимательства Московской области