Публикация на тему «Бизнес-барометр: розничная торговля – 2015»

16 ноября 2015

Торговая деятельность, прежде всего розничная, популярна у предпринимателей и других представителей сегмента малого и среднего предпринимательства. Изменения на валютном рынке, приведшие к значительному падению рубля по отношению к мировым валютам, введение антисанкций на ряд видов зарубежной продукции, в т.ч. на многие товары продовольственной группы, и активное стимулирование импортозамещения, казалось, должны были привести к всплеску деловой активности в торговой сфере. Однако этого не произошло – недавнее мониторинговое исследование бизнес-климата в розничной торговли, проведенное ЦКИ ИСИЭЗ НИУ Высшей школы экономики, подтверждает это. В настоящей публикации рассказывается об основных результатах мониторинга экспертов ВШЭ с использованием данных Росстата.

Во втором квартале этого года ими был зафиксирован кратковременный подъем бизнес-активности в сегменте розницы. Но в третьем квартале рост сменился на замедление и, более того, розничная торговля начала, по мнению экспертов, стагнировать.
Одной из главных причин ухудшения положения дел в рознице они называют ухудшение финансового положения населения из-за падения доходов, необходимость экономии и сбережении денежных средств для значительного числа россиян.
Как следствие, начал падать платежеспособный спрос покупателей, а розничная торговля в третьем квартале этого года оказалась в состоянии резкого торможения. Такого мнения придерживается более половины (54 процента) предпринимателей. Для сравнения год назад только 46 процентов представителей бизнеса считали, что спрос недостаточен.
Особенно сложная ситуация в розничной торговле непродовольственными товарами. 57 процентов респондентов отметили существенное влияние падения потребительского спроса на уменьшение объем продаж.

Читать далее >>