Молочные реки - зерновые закрома: Подмосковье проводит колонизацию собственных земель

21 ноября 2016

Лет пять назад мне не раз приходилось слышать суждение, что, если кто-то очень захочет создать экономический хаос у нас в стране ничего особого делать не придется, необходимо только закрыть доступ к импортному продовольствию. И наступит голод.

…Единственное, что мы производили в достатке до введения эмбарго на многие продукты – это хлеб, и то из импортного зерна. Это при наших просторах! В мясе зависимость от импорта по официальным данным составляла 80%, а по неофициальным все 90%. Страшно сказать, Бразилия, Парагвай, Эквадор снабжала нас активно мясом, птицей и свининой. Чуть лучше обстояли дела с молочными продуктами и овощами-фруктами. Детское питание на 90% – импортного производства. К слову, за прошедшие два с половиной года, ситуация в отрасли кардинальным образом не изменилась, - 99% детских смесей и баночного питания остается привозным, не появились и новые марки питания, с коротким сроком хранения. Детского питание эмбарго не коснулось, а значит нет необходимости проявлять чудеса смекалки и изворотливости, выходя из ситуации. К слову, в Австрии на этот рынок стоит очередь, а в магазинах глаза разбегаются от обилия предложений вкусностей для самых маленьких.

Отказавшись добровольно от многих импортных изысков на фоне санкций, введенных после присоединения Крыма, в России развернули активную программу импортозамещения в продовольственной сфере. И первую скрипку в этом процессе в Центральном федеральном округе играет Московская область, показывая феерические результаты в поставке продуктов питания к столам россиян. Область решила с лихвой воспользоваться свободным рынком: заходи, работай, завоевывай свою нишу. На днях в Красногорске прошел Международный «молочный форум», который ясно дал понять: голод стране не грозит, но до европейского изобилия еще работать и работать. И не потому, что нет инвесторов (их хватает) и государство не поддерживает (поддерживает, поскольку есть четкое понимание, рассчитывать больше не на кого), главная проблема, по утверждениям сельхозпроизводителей, - земли(!) и доступ на прилавки. Первая проблема становится тем более удивительной, если посмотреть на карту: гигантские территории и недостатка в плодородной почве нет. Понятно, что мы можем кормить не только себя, но еще и весь мир поставить в продовольственную зависимость. Но, если поехать по России чуть в глубь, то можно ужаснуться пустующим площадям. К примеру, Тверской район сельской местности, совсем недалеко от Центра, а там живет всего несколько тысяч человек.

В Московской области ситуация обстоит лучше, но недостаток в рабочей силе все равно ощутим, равно как дефицит земельных ресурсов. Нелепо звучит в отношении самой большой страны мира, но тем не менее, это так. Земля земле рознь. С этой проблемой в Подмосковье столкнулись еще в 2013 году. После введения продуктового эмбарго, стало ясно, что и по зерну, и по овощам, и по фруктам, мы находимся в зависимости от импорта. Дабы убрать этот перекос в Московской области в оборот вводилось 60 тыс. га ранее неиспользуемых земель для сельского хозяйства. Сегодня можно констатировать факт, что, возделав практически все удобные участки, остались только земли с компромиссными условиями введения в пользование. Правительство Подмосковья обещает, что до конца 2018 года каждый «клочок» земли будет работать на продовольственную безопасность страны. Так ли это, покажет время. Как и насколько эффективны методы борьбы с «фермерами для вида», которые распахивают земли для приезжающей комиссии, чтобы получить субсидию, пока не ясно. Затем, после проверки земля забрасывается до следующих проверяющих. В министерстве сельского хозяйства МО утверждают, что методы определения фикций у них есть.

Еще один важный момент, который, в хорошем смысле слова бросается в глаза. В настоящее время активно ведется работа по, так называемому, брендированию региона. И здесь молочная продукция из области – вне конкуренции. Подобная работа, разработка собственных брендов, во многих областях кипит уже давно. В Московской области, построение положительного областного имиджа разнится от муниципалитета к муниципалитету и варьируется в пределах от 1 года до 17 лет. При этом большинство брендов относятся к «молодым», история формирования которых не превышает 3 лет. В целом регион имеет уже довольно богатую историю по «выращиванию» собственных брендов. К примеру, с чем у вас ассоциируется город Озеры? Правильно, пастила – мармелад, «Озерский сувенир». Наро-Фоминск – мясное производство «Элинар», а Дедовск, конечно, с кексами и хлебопекарной продукцией.

…Коротко резюмируя все вышесказанное: постепенно продуктовые полки наших магазинов наполняются и наполняются отечественной продукцией, появляются целые сети, которые продают исключительно «сделано в России». Преодолевая собственный скептицизм, в плане возможностей наших производителей научится делать некоторые продукты «как у них», приходится констатировать факт: почти у цели, но работы еще очень много.