Картель «напрасный труд»

03 февраля 2017

Всего каких-нибудь 30 лет назад ни о какой конкуренции помыслить было невозможно. Экономика у нас была плановая, государство считало, что оно точно знает, сколько и в каких пропорциях товаров и услуг необходимо гражданам.

И, конечно, о картелях не было и речи, поскольку государство – монополист не допускало создания никаких неформальных экономических объединений. Цены устанавливались централизовано, поднимались также по отмашке, о понятии капиталистической конкуренции граждане страны не слышали и не знали. С наступлением рыночной экономики государственная монополия рухнула, государство вступило в эру свободного рынка, а вместе с тем, долго и мучительно создавались институты и ведомства, строго следящие, чтобы конкуренция была здоровой, а цены выстраивались вследствие насыщенности рынка тем или иным видом продукции. Самым тяжелым преступлением, с точки зрения антимонопольной службы, является картельный сговор. Это не просто свободное объединение крупных игроков рынка в большую дружную семью, по меркам ФАС и правового поля, - это тяжкое уголовное преступление против экономики страны в целом. И существующее наказание, по недавнему заявлению главы Управления по борьбе с картелями Андрея Тенишева, просто смехотворны. Согласитесь, что такое 10 тысяч рублей против колоссальной прибыли, которая оседает на счетах участников сговора, контролирующих рынок той или иной продукции? Картель согласует со своими участниками буквально каждый шаг от найма рабочей силы до объемов производства. Говорить о том, что при этом, ни о какой честной конкуренции при торгах или госзакупках говорить не приходится. Но больше всех от действий этих недобросовестных участников рынка страдает именно малый и средний бизнес. И, конечно, рядовой потребитель, который не имеет возможности выбора по какой цене купить необходимый продукт и в результате покупает по той, которая выгода заговорщикам.

Откуда берутся картели?

Предпосылкой к созданию картелей, как правило, являются благоприятные внешние условия. Несовершенство антимонопольного законодательство, как в нашем случае, смехотворно низкие штрафы за тяжкое экономическое преступление. Также, присутствие на рынке сравнительно небольшого числа участников. Происходит это, к примеру, у нас из-за всех сложностей – законодательных, экономических, сезонных – вовлечения граждан в предпринимательский процесс. Скудная линейка продукции и высокий спрос – также два фактора делающих почву для развития картелей благодатной. Так на решение крупных игроков рынка вступить в картельный сговор могут повлиять наличие свободных ниш в производстве, сравнительно небольшой объем продукции, на которую можно установить высокую стоимость. Не стоить думать, что все картели оформляют официальные договора и ведут отчётность. Это применимо лишь в практике особо крупных игроков. Очень часто в небольших городах «картельщики» ограничиваются устной договоренностью в принятии планов производств удобных и выгодных всем.

Как с ними бороться?

В каждой стране существует свой свод законов при борьбе с картельными сговорами, у в России основным считается закон «О защите конкуренции», который практически просто на словах запрещает злоупотреблять своим преимуществом и ограничивать активность других участников рынка. В купе со смехотворным штрафом - практически ничего. В Европе, к примеру, картельные соглашения не являются синоним слова «преступление». Наоборот, есть картели, которые согласно законодательству, приносят пользу экономике. Возьмем тот же ОПЕК – объединение стран в области добычи полезных ископаемых. Их государство активно поддерживает. Но есть и опасные, которые стремятся подмять рынок, контролируя объем, линейку и стоимость продукции. Основной вред – подавление конкуренции и препятствие в развитии малого бизнеса. В США не редок конфликт между властью, выступающей, противницей отраслевых соглашений и наиболее состоятельной частью общества.

…На днях ФАС заявила, что меры по борьбе с картелями будут усилены и материальном и в законодательном аспектах. В ближайшем будущем компания – участник картельного сговора может потерять от 5% до 15% своего годового оборота на рынке, помимо этого, вводятся новые возможности для сотрудников антимонопольного ведомства при проведении проверок. Многие считают, что это весомый шаг в сторону увеличения конкуренции и уравнивания в правах всех рыночных игроков: от мала до велика. Ближайшее будущее покажет, насколько принятые меры эффективны. А пока в стране процветаю картели, труд многих и многих предпринимателей, воистину, можно считать напрасным.

Обсудить на форуме для предпринимателей>>

Другие новости малого и среднего бизнеса>>