Как правильно масштабировать бизнес

10 февраля 2017

На днях завершил свою работу второй всероссийский саммит франчайзоров, который дал ответы на многие вопросы молодых предпринимателей, которые пока не решили, как именно им «масштабировать» свой бизнес. И, действительно, ли франчайзинг — это столь выгодно и быстро, как говорят специалисты, давно работающие в этой сфере.

Если бизнес создается всерьез и надолго, то рано или поздно возникает вопрос о его масштабировании: идея запустить "стартап" и на этом успокоиться, поначалу греет многих, но аппетит, как известно, приходит во время еды, а значит и новые идеи и задачи – во время работы над новым проектом. Так, как расширить бизнес? Строить на заработанные деньги новые объекты или привлекать инвесторов, знакомая и обкатанная годами схема. Но, затратная и рискованная, – вдруг в новых районах не будет «узнаваемости» бренда, а это значит, деньги будут вложены практически впустую. По свидетельству российских «гигантов франшизы», основной страх при первых шагах начинающих франчайзи – это страх провала. В России по статистике выживает лишь один из трех "стартапов", именно поэтому, вкладывая в идею последние сбережения, наш франчайзи испытывает неуверенность и сомнение в правильности сделанного выбора.

Чем же отвечают на страхи молодых «акулы» современной франшизы? А отвечают они стандартной, даже можно сказать «избитой» фразой, – делайте правильный выбор! Ведь при разумном маркетинговом исследовании франшиза – это практически стопроцентная гарантия успеха вашего бизнеса. Согласитесь, вы не только видите, что получите на выходе в коммерческом плане, но и всегда можете рассчитывать на грамотного ментора.

Какой франчайзинг сегодня на российском рынке? Если посмотреть на мировой рынок франшиз, то, безусловно, самым популярным отраслевым объединением является франчайзинг общепита. В этой отрасли он был использован впервые, в этой же отрасли он держит первую строчку по популярности среди начинающих франчайзи. Самый известный из них – Макдоналдс. Активно подтягиваются новые сферы: фитнес, магазины одежды, салоны красоты. Самая большая проблема российских франшиз – в их, если можно так выразится, поверхностности: зачастую франчайзер не может предложить молодому предпринимателю ничего кроме расплывчатых рекомендаций и поверхностных советов. Если взять тот же американский фаст-фуд, то здесь франчайзер не только контролирует качество, дает рекомендации по набору персонала, но и поставляет продукты для изготовления еды. Поверхностное общение с молодым предпринимателем может обернуться выращиванием собственного конкурента, который в любой момент готов расторгнуть соглашение с нерадивым франчайзером. А ведь последний, соглашаясь предоставить бренд для раскрутки бизнеса, зачастую рискует собственной репутацией, которую нарабатывал годами. Отсюда и сложности отбора для держателя бренда: как увидеть соратника, а не мелкого дельца, готового в ущерб ценностям фирмы и качеству, погнаться за копеечной выгодой.

Конечно, сегодня предлагается масса тренингов по подбору добросовестных партнеров, но как правило, большую роль играет предпринимательский опыт. Сегодня франчайзинг - проверенный способ по привлечению инвесторов в Россию. И это, тем более удивительно, что многие малые предприниматели пока предпочитают идти "своим путем". Им видится, что строить бизнес под крылом проверенного бренда, который привлекает инвесторов, сложнее,чем создать свою сеть, которая также, по их мнению, способна стимулировать вложение средств в ее развитие. Многие действительно не рискуют, им кажется, что проще и надежней открыть «просто кафе», а при нерентабельности продать его, чем завязываться с франшизой. Но инвесторы и предпочитают работу с брендом именно из-за простоты и прозрачности бизнеса. Тоже самое касается и самих франчайзи, все просто и ясно: предприниматель, который пришел заработать и уйти с рынка долго не продержаться, даже тот срок, который себе отмерил в бизнесе. В противовес предпринимателям, которые, действительно, хотят развивать франшизу и  способны получить перспективное дело на многие годы вперед.

Если говорить о России, то эта форма бизнеса набирает обороты и в ближайшее время нас ждет настоящий бум, как говорят специалисты, в этой области. При чем, как в мировом масштабе, когда на российский рынок придут новые крупные мировые бренды, так и в масштабах российского рынка, с появлением новых неравнодушных предпринимателей, готовых строить франчайзинг в России на качественно новом уровне.

 

Обсудить на форуме для предпринимателей>>

Другие новости малого и среднего бизнеса>>