Итоги Российской недели ГЧП

27 марта 2014

Прошедшая Российская неделя ГЧП собрала не только ведущих игроков в сегменте ГЧП, но и дала старт активному диалогу, который продолжился на Неделе российского бизнеса РСПП и Международном конгрессе «Открытая Россия», подтвердив тем самым важность форсирования принятия федерального закона о ГЧП уже в рамках весенней сессии ГД.

Дискуссия, начатая в рамках Российской недели ГЧП, обозначила не только болевые точки в длительном процессе написания закона ГЧП, но и отсутствие политической воли у участников проектов.

Напомним, что инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП» организован Центром развития ГЧП совместно с ТПП РФ при поддержке Минэкономразвития России и издания «Ведомости».

Ежегодное проведение Российской недели ГЧП претендует стать ведущей дискуссионной площадкой России в сфере развития проектов ГЧП.

Ключевым мероприятием на этот раз стало пленарное заседание «Идеология ГЧП или ГЧП как идеология». В нем приняли участие министр РФ Михаил Абызов, заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков, президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев.

Основным лейтмотивом Российской недели ГЧП стала тема реализации регионами и муниципалитетами России проектов государственно-частного партнерства на свой страх и риск, поскольку в России ГЧП до сих пор не закреплено общим федеральным законом. Отметим, что в 70 регионах действуют местные законы о ГЧП, а федерального правового акта нет. Законопроект обсуждается уже пять лет, и есть большие ожидания участников рынка, что он будет принят в весеннюю сессию Госдумы.

По мнению министра Российской Федерации Михаила Абызова, ГЧП, как инструмент, позволяет применять различные схемы и сочетать форматы в зависимости от ситуации.

Председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев отмечает, что проектов ГЧП недостаточно. При этом инвестиции в планируемые проекты в ближайшие 10 лет составят порядка 1 трлн рублей.

«Это новая сфера для госуправления. Пока нет квалифицированных, понимающих чиновников, не будет и проектов, поскольку именно государство, как правило, выступает инициатором и заказчиком. В тех регионах, где есть системный подход, есть и привлечение средств», – считает спикер.

Продолжая дискуссию, президент ТПП РФ Сергей Катырин отмечает, что сейчас наступило время для появления нового бизнеса, нового типа компаний с достаточным уровнем компетенций для успешной реализации ГЧП-проектов.

«ТПП РФ провела ряд социологических исследований, опросов среди компаний. Как оказалось, интерес велик, но 80% опрошенных считают, что действующий механизм недостаточно эффективен. Надо понимать, что на федеральном уровне никогда не будет тысяч проектов, а лишь единицы – БАМ, Транссибирская магистраль, действительно значимые для экономики, ими надо заниматься на правительственном уровне. А вот регионам решать проблемы без единой законодательной базы нельзя. Из-за несовершенства законодательства бизнес боится идти в регионы, потому что опасается малого дохода и высоких рисков», – считает Катырин.

Основной спикер дискуссии заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков, продолжая диалог экспертов, поясняет: «И концессионные соглашения, и другие формы ГЧП мы будем распространять на разные сектора – ЖКХ, энергетику, социальные объекты, а не только на автодороги, как ранее. – Мы объездили все регионы России, учли опыт, предложения на местах и сформировали законопроект, который будет интересен и инвесторам, и региональным властям».

По словам Сергея Белякова, в законопроекте о ГЧП заложены гарантии частным инвесторам, с которыми также проводились отдельные консультации. Главный приоритет федерального законопроекта о ГЧП, равно как и изменений в закон «О концессионных соглашениях», – это строительство социальной и коммунальной инфраструктуры за счет частных инвесторов.

Если Москве и Санкт-Петербургу в силу статуса городов федерального значения удается самим экспериментировать с формами ГЧП, то регионы пока опасаются это делать. Между тем именно регионы больше всего нуждаются в новых детских садах, больницах, на которые не хватает бюджетных средств. А строить их вместе с инвесторами рискованно.

В итоге совместные с бизнесом проекты становятся невыгодны ни инвестору, который не уверен в возвратности инвестиций, ни мэру, которого будет больше заботить имидж, ни тем более банкам, которым не нужны «криминальные» риски.

Важное условие, а точнее первое, – это наличие большой политической воли. Но ее ни в каких законах не пропишешь, резюмирует замминистра.

В рамках Недели был представлен рейтинг регионов России по развитию ГЧП. По представленным итогам в шестерку лидеров вошли Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Новосибирская, Свердловская, Нижегородская и Воронежская области.

Два ключевых фактора, по которым рейтинг важен для Минэкономразвития, прокомментировал директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития РФ Игорь Коваль:

«Регионы России являются ключевым звеном в реализации проектов ГЧП, именно для этого создавался рейтинг. Министерству важно в статике понимать ситуацию с развитием ГЧП в различных субъектах РФ.

Рейтинг важен с двух точек зрения.

Первое – ориентация частного партнера в развитии нормативно-правовой базы и оценки опыта реализации ГЧП на местах. Рейтинг формулирует некие ориентиры для инвесторов, для частного партнера с точки зрения того, на какой субъект необходимо обратить большее внимание при выборе инвестплощадки.

И второй аспект в формировании нормативно-правовой базы заключается в том, что необходимо унифицировать региональное законодательство. Сегодня в регионах разработаны законопроекты, министерством предусмотрен переходный период для гармонизации регионального законодательства. Рейтинг, таким образом, будет способствовать тому, что из регионов наиболее оптимально, наиболее эффективно и оперативно подгонит региональное законодательство в рамки, которые будут установлены федеральным законом, – вот два ключевых фактора, по которым рейтинг важен для департамента».

Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, представляя совместный проект рейтинга, дал следующую оценку: «Проекты ГЧП – это высшая лига для всех инвестиционных проектов, далеко не каждый регион может играть в высшей лиге. Это уже определенный показатель качества.

ТПП РФ наряду с Центром развития ГЧП могли бы играть ведущую роль. Просто тиражировать в этой сфере не так просто. Например, опыт Калуги спроецировать на Якутию или любой другой регион Дальнего Востока невозможно. Поэтому год назад в ТПП РФ была создана рабочая группа по содействию реализации инфраструктурных инвестпроектов в регионе Дальнего Востока.

Наши регионы сегодня настолько разнятся в своем развитии, что они похожи на страны – члены ООН, и в данной ситуации трудно разработать единые подходы, единые методики, а применять единые подходы в принципе невозможно».

 (Продолжение следует)

Источник: ТПП-Информ